Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

30.06.2015
ВОПРОС:
ОАО планирует реорганизацию в форме преобразования в ООО.
Каков порядок проведения реорганизации в форме преобразования ОАО в ООО? Необходимо ли оформлять в связи с такой реорганизацией передаточный акт? Изменятся ли значения ОГРН и ИНН у юридического лица в случае реорганизации в форме преобразования?
ОТВЕТ:

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), который вступил в силу с 01.09.2014, внесены изменения, в частности, в ст.ст. 57, 58, 59, 60 ГК РФ, регламентирующие процедуру реорганизации юридических лиц, в том числе в форме преобразования. В связи с этим правила, содержащиеся в иных нормативных правовых актах, с 01.09.2014 применяются в части, не противоречащей ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (п.п. 1, 4 ст. 3 этого федерального закона).
Порядок реорганизации акционерного общества (далее также - общество, АО) в форме преобразования, в том числе в общество с ограниченной ответственностью (далее также - ООО), предусмотрен п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ), ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ). Порядок представления документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записей, связанных с реорганизацией АО, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
1. Вопрос о реорганизации АО в форме преобразования выносится на решение общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого общества (если в обществе создан этот орган управления), который включает его в повестку дня общего собрания акционеров (п. 2 ст. 20, пп. 3 п. 1 ст. 65 Закона N 208-ФЗ). Принимается такое решение большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании. Принявшими участие в общем собрании акционеров считаются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем, и акционеры, бюллетени которых получены не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров (пп. 2 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49, п. 1 ст. 58 Закона N 208-ФЗ). Оформляется решение о реорганизации общества протоколом общего собрания акционеров (ст. 63 Закона N 208-ФЗ).
Требования к содержанию решения о реорганизации АО в форме преобразования в ООО изложены в п.п. 3, 3.1 ст. 20 Закона N 208-ФЗ. Такое решение должно содержать, в частности:
- наименование и сведения о месте нахождения общества с ограниченной ответственностью, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;
- порядок и условия преобразования;
- порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале ООО;
- указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого ООО (директор, генеральный директор и т.п.) и о формировании других органов, если они создаются в новом юридическом лице, в частности ревизионной комиссии (либо об избрании ревизора), правления, совета директоров или наблюдательного совета. В решении о реорганизации указывается список членов этих органов (пп.пп. 4-7 п. 3 ст. 20 Закона N 208-ФЗ, п.п. 2, 4 ст. 32, ст. 41 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)). Поскольку закон не устанавливает соответствующих ограничений, на должность единоличного исполнительного органа создаваемого ООО может быть избрано лицо, которое не является руководителем АО;
- указание об утверждении Устава ООО с приложением данного документа (п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Закона N 14-ФЗ);
- указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта.
В связи с последним требованием отметим, что редакция нормы п. 5 ст. 58 ГК РФ до изменений, внесенных Законом N 99-ФЗ, предусматривала, что при преобразовании права и обязанности реорганизованного юридического лица переходили к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Новая же редакция этой нормы не содержит упоминания о передаточном акте, напротив, она устанавливает, что при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо иной формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Вместе с тем требование о необходимости составления передаточного акта при реорганизации путем преобразования предусмотрено в том числе пп. "д" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ. Общие положения ст. 59 ГК РФ о передаточном акте не содержат указаний на то, что они подлежат применению только в отношении каких-либо определенных форм реорганизации, а п. 2 этой статьи прямо предусматривает как необходимость представления надлежащим образом утвержденного передаточного акта для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, так и последствия несоблюдения этого правила.
Напомним, что до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в соответствие с положениями новой редакции ГК РФ эти акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. Положения Закона N 129-ФЗ, требующие составления передаточного акта в случае преобразования и его представления наряду с иными документами для государственной регистрации, не противоречат нормам ГК РФ, следовательно, они подлежат применению.
Таким образом, исходя из формального толкования ст. 59 ГК РФ полагаем, что при принятии решения о реорганизации АО в форме преобразования следует составить и утвердить передаточный акт.
2. Обязанности хозяйственного общества в связи с реорганизацией в форме преобразования с 1 сентября 2014 г. претерпели существенные изменения. В п. 5 ст. 58 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ, содержащей гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются. Это означает, что в настоящее время при реорганизации в форме преобразования реорганизуемому лицу не требуется ни уведомлять о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган, ни публиковать (дважды с периодичностью один раз в месяц) в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации, равно как соблюдать порядок и сроки, предусмотренные ст. 60 ГК РФ.
Требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации соответствующих сведений сохранилось в ряде федеральных законов (смотрите, в частности, ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, ст. 15 Закона N 208-ФЗ, однако, учитывая положения п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, приведенные нормы в соответствующей части не подлежат применению, поскольку противоречат ГК РФ (а именно п. 5 ст. 58 этого кодекса), в связи с чем при реорганизации путем преобразования не требуется совершать упомянутые действия, равно как соблюдать порядок и сроки, предусмотренные ст. 60 ГК РФ*(1).
Таким образом, с нашей точки зрения, при реорганизации АО в форме преобразования в ООО не требуется направлять в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003, утвержденная приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@)), дважды публиковать сообщение о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации" (приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), уведомлять о реорганизации АО его кредиторов.
Отметим также, что в настоящее время юридическое лицо не обязано уведомлять о своей реорганизации налоговый орган (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, предусматривавший такую обязанность, утратил силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ). С 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о реорганизации и органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).
3. В связи с созданием ООО в результате преобразования АО в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ, а именно:
- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001, утвержденная Приказом N ММВ-7-6/25@);
- устав ООО (в двух экземплярах, а в случае, если устав представляется в виде электронного документа, - в одном экземпляре);
- передаточный акт;
- документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4000 рублей - пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
- документ, подтверждающий предоставление в территориальный орган ПФР определенных законом сведений о лицах, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, а также о застрахованных лицах и о перечисляемых в отношении них работодателем дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию (взносах работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица); заявитель вправе не представлять этот документ, в этом случае регистрирующий орган получает упомянутые сведения от территориального органа ПФР в порядке межведомственного запроса;
- если реорганизуемое общество является эмитентом облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг, представляется документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске ценных бумаг в части замены эмитента (требования к форме документа утверждены приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).
Сроки представления этих документов в регистрирующий орган законом не установлены*(2). Таким образом, общество вправе представить их непосредственно после принятия решений, связанных с реорганизацией в форме преобразования.
Заявление по форме N Р12001 подписывается заявителем, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (нотариальное свидетельствование подлинности подписи не требуется, если заявитель представляет документы лично либо в форме электронных документов) (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Перечень лиц, которые вправе выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица, определен п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. В частности, заявителем является руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (пп. "а" этого пункта). Согласно мнению, высказываемому представителями регистрирующих органов, в качестве заявителя при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, выступает руководитель юридического лица, которое прекращает деятельность в результате реорганизации (смотрите раздел "Государственная регистрация и учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" письма УФНС России по Иркутской области от 30.11.2009 N 16-25/024030@). Такое истолкование не следует однозначно из нормы пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, и суды в некоторых случаях считают правомерным представление документов в регистрирующий орган лицом, избранным на должность единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица (постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2010 N Ф09-4731/10-С4). С учетом изложенного полагаем, что в настоящей ситуации заявителем может быть лицо, избранное на должность руководителя ООО (так как именно ООО исходя из буквального толкования пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ является регистрируемым юридическим лицом). Однако вполне вероятно, что такой подход встретит возражение со стороны регистрирующего органа и может привести к отказу в государственной регистрации ООО. Поэтому, если общество желает избежать разногласий с регистрирующим органом, представляется целесообразным подписание заявления формы N Р12001 лицом, которое до завершения реорганизации обладает полномочиями единоличного исполнительного органа, то есть руководителем АО.
При заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, необходимо учитывать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, которые содержатся в приложении N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@.
4. При постановке реорганизованного общества на учет в налоговом органе по месту его нахождения при создании, в том числе путем реорганизации, данному обществу присваивается ИНН и КПП (пп. 1 п. 6 и пп. 1 п. 7 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@).
Основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) присваивается внесенной в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица (п. 3 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов (далее - Порядок), утвержденного приказом Минфина РФ от 23.11.2011 N 158н).
Юридическое лицо считается реорганизованным (кроме случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (п. 4 ст. 57 ГК РФ). Форма заявления N Р12001, подаваемая в регистрирующий орган, носит соответствующее название: "О государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации". В случае реорганизации акционерного общества в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью речь идет о создании нового юридического лица, следовательно, соответствующей записи в ЕГРЮЛ будет присвоен индивидуальный ОГРН, отличный от ОГРН, присвоенного в свое время записи о создании акционерного общества. Содержащее ОГРН свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме, установленной приложением N 1 к приказу ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@, выдается однократно, при создании юридического лица, в том числе путем реорганизации.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Реорганизация АО в форме преобразования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

9 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите разъяснения, представленные на официальном сайте ФНС России (смотрите материалы: "Вопрос: Требуется ли опубликование в органе печати сообщения о реорганизации юридического лица в форме преобразования? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", ноябрь 2014 г.)", "Вопрос: Необходимо ли при реорганизации в форме преобразования представлять в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", ноябрь 2014 г.)").
*(2) Смотрите "Вопрос: Необходимо ли при реорганизации в форме преобразования уведомлять регистрирующий орган о принятии решения и какие сроки устанавливаются для подачи документов на государственную регистрацию юридического лица? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", ноябрь 2014 г.)".

Все консультации данной рубрики