Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
02.07.2015
- Вправе ли организация принять на работу гражданина при отсутствии у него военного билета? Возможно ли в данном случае привлечение организации (ее должностных лиц) к ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 5.27 и частью 3 ст. 21.4 КоАП РФ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе принять на работу гражданина, у которого отсутствует документ воинского учета. При этом, по нашему мнению, оснований для привлечения работодателя (его должностных лиц) к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не имеется.
При заключении трудового договора организации следует проинформировать соответствующий военный комиссариат о заключении указанного договора, а также о факте неисполнения принятым на работу лицом обязанностей в области воинского учета. В противном случае руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ.
Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.
Согласно п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
Если соискатель, относящийся к одной из категорий, упомянутых в абзаце пятом части первой ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора отказывается представлять документы воинского учета, работодатель вправе не принимать его на работу (определение Ленинградского областного суда от 21.11.2013 N 33-5385/2013).
Вместе с тем отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства.
Таким образом, сам по себе прием на работу граждан, которые в нарушение требований законодательства не предъявляют документы воинского учета, представляется возможным. Аналогичная позиция отражена и в судебной практике (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 17.03.2011 по делу N 33-3688, решение Ленинского районного суда г. Владимира от 12.10.2011 N 2-2709/2011, решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 13.12.2011 N 2-959/2011).
Согласно п. 9 Положения организациями осуществляется воинский учет граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями, разрабатываемыми Минобороны.
Так, на организацию-работодателя возложена обязанность по информированию военных комиссариатов о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (пп. "г" п. 30 Положения), а также по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (пп. "а" п. 31 Положения). В соответствии с пп. "б" п. 32 Положения о воинском учете работники, осуществляющие воинский учет в организациях, обязаны в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления направлять необходимые сведения в том числе о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
Таким образом, при приеме на работу гражданина, у которого в нарушение требований законодательства отсутствует документ воинского учета, работодатель обязан предоставить соответствующему военному комиссариату информацию о неисполнении гражданином своих обязанностей в области воинского учета. В противном случае руководитель организации или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. При этом обращаем Ваше внимание, что основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной этой нормой, является именно несообщение организацией сведений о приеме на работу соответствующей категории граждан, а не факт приема на работу граждан при отсутствии у них документов по воинскому учету.
В соответствии с частью второй ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров. Согласно ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК РФ и иными федеральными законами (смотрите также ст. 419 ТК РФ). Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является основанием для привлечения работодателя, руководителя и иных должностных лиц организации к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
По мнению некоторых специалистов, отсутствие у работодателя документов по воинскому учету может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства (смотрите, например, Документы соискателя (Ю.Н. Калмыкова, "Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2011 г.), а также решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 17.11.2011 по делу N 2-3874/11).
На наш взгляд, указанная позиция не соответствует закону, поскольку, как мы уже говорили, отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства. Поэтому прием на работу сотрудника при отсутствии у него документов воинского учета сам по себе не может свидетельствовать о нарушении работодателем трудового законодательства. Соответственно, оснований для привлечения работодателя (его должностных лиц) к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не имеется.
Однако обращаем Ваше внимание, что изложенная точка зрения по вопросу о нарушении работодателем в рассматриваемом случае трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП) является исключительно нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов (контролирующих органов), а также от позиции суда при рассмотрении конкретного спора.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
8 июня 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним