Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

06.07.2015
ВОПРОС:
В автономном учреждении проведена проверка правильности расходования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за предыдущий период - 2013-2014 годы. Выплата учреждением за счет средств ОМС материальной помощи работникам квалифицирована проверяющими как неэффективное расходование средств ОМС. Коллективным договором данная выплата предусмотрена только за счет собственных средств.
Как отразить в бухгалтерском учете восстановление денежных средств на лицевой счет ОМС?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации проверяющими, по сути, выявлено нарушение положений локального нормативного акта (коллективного договора), повлекшее неправомерное расходование средств бюджета ОМС на выплату сотрудникам учреждения материальной помощи за счет источника, не предусмотренного локальным стандартом (неположенных выплат).
В бухгалтерском учете следует исправить допущенную ошибку путем "перевода" выплат с КФО-7 на КФО-2.

Обоснование вывода:
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая научно обоснованная методика, позволяющая квалифицировать действия должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений в качестве неэффективного использования бюджетных средств. Впрочем, не существует и официально утвержденного определения самого понятия "неэффективное использование бюджетных средств".
Таким образом, констатируя при проверках наличие подобных нарушений, должностные лица органов финансового контроля, по сути, формулируют свою субъективную профессиональную оценку по поводу отдельных фактов финансовой и хозяйственной деятельности учреждения. При этом данная оценка может существенно отличаться как от позиции должностных лиц учреждения, так и от оценок других экспертов.
Мы не беремся оценивать обоснованность заключений контролирующего органа в данной ситуации, заметим лишь, что объект государственного финансового контроля обязан рассмотреть выданное ему данное предписание и предпринять меры по устранению указанного в нем нарушения либо представить объективные доказательства отсутствия факта нарушения бюджетного законодательства.
Отметим, что зачастую отсутствие четкого разграничения правомерности и эффективности расходов не позволяет правильно квалифицировать нарушения, выявленные в ходе контрольных мероприятий.
На практике под неправомерным расходованием бюджетных средств принято понимать их незаконное расходование, то есть совершение расходной финансово-хозяйственной операции, не имеющей под собой правовых оснований (не предусмотренной или прямо противоречащей требованиям нормативно-правовых документов, не подтвержденной первичными оправдательными документами). Такими неправомерными расходами, в частности, признаются:
- хищения;
- переплаты;
- неположенные выплаты;
- оплата сверх норм, нормативов, расценок;
- оплата работ на основании фиктивных записей в актах приемки выполненных работ (завышенного объема работ);
- двойные оплаты;
- другие незаконные расходы.
В рассматриваемой ситуации проверяющими, по сути, выявлено нарушение положений локального нормативного акта (коллективного договора), повлекшее неправомерное расходование средств бюджета ОМС на выплату сотрудникам учреждения материальной помощи за счет источника, не предусмотренного локальным стандартом.
Иными словами, право сотрудников учреждения на получение материальной помощи зафиксировано в коллективном договоре, и с этой точки зрения данная выплата была правомерна. Вместе с тем при начислении и выплате материальной помощи в бухгалтерском учете имела место ошибка - на осуществление выплат направлены средства иного источника финансирования, нежели предусмотрено коллективным договором для этих целей.
Соответственно, в данном случае не может идти речи о взыскании с сотрудников полученной ими материальной помощи для восстановления средств ОМС. В бухгалтерском учете следует исправить допущенную ошибку путем "перевода" выплат на "правильный" код финансового обеспечения (КФО) - 2.
Исправление ошибки, допущенной учреждением в 2013-2014 гг., должно быть оформлено с учетом положений абз. 4 п. 18 Инструкции N 157н, а именно: ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская (финансовая) отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью, либо бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно", и (или) дополнительной бухгалтерской записью.
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения сложившаяся ситуация может быть отражена следующим образом:
1) Дебет 7 401 20 211 Кредит 7 302 11 000
- способом "красное сторно" отражено исправление начисления выплат, осуществление которых предусмотрено за счет средств от предпринимательской деятельности;
2) Дебет 2 401 20 211 Кредит 2 302 11 000
- дополнительной записью отражено начисление выплат за счет средств от предпринимательской деятельности;
3) Кредит 7 304 06 000*(1) Кредит 7 302 11 000
Кредит 2 302 11 000 Кредит 2 304 06 000*(1)
- дополнительной записью отражено "заимствование" средств с КФО-7 на КФО-2;
4) Дебет 7 201 11 000 (забалансовый счет 18 (КОСГУ 211)) Кредит 7 304 06 000
Дебет 2 304 06 000 Кредит 2 201 11 000 (забалансовый счет 18 (КОСГУ 211))
- отражено восстановление средств ОМС на лицевом счете учреждения путем перечисления средств с КФО-2 на КФО-7.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

18 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Положения п. 44 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, предусматривают возможность отражения в графе 5 строк 831 и 832 Отчета (ф. 0503737) исключительно показателей дебетовых (кредитовых) оборотов по счету 0 304 06 000 в корреспонденции со счетом 0 201 11 000. Вместе с тем в целях соблюдения контрольных соотношений при формировании Отчета об исполнении учреждением Плана ФХД (ф. 0503737) в показателях графы 5 по строкам 831 и 832 также целесообразно учесть показатели, отражающие суммы принятия и погашения обязательств, возникших (погашенных) в рамках иного вида финансового обеспечения.

Все консультации данной рубрики