Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

07.07.2015
ВОПРОС:
Органом местного самоуправления в рамках приема делегации членам делегации, как государственным (муниципальным) служащим, так и представителям коммерческих структур, вручены букеты цветов, стоимость каждого - 3200 руб.
Как правильно отразить данный факт в бюджетном и налоговом учете органа местного самоуправления?
Какие у органа власти возникают обязательства перед налоговой службой и членами делегации, получившими букет?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации, при которой дарение осуществляет юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 рублей, договор дарения должен быть совершен в письменной форме.
Подарки не являются объектами балансового учета, их следует учитывать на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры".
Объекта обложения страховыми взносами и НДФЛ в данной ситуации не возникает.

Обоснование вывода:
Статьей 575 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлен запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб., лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим ЦБ РФ в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Также запрещено получение государственными (муниципальными) служащими вознаграждений в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также предусмотрена обязанность передачи государственными (муниципальными) служащими в собственность государства (муниципалитета) подарков, полученных во время проведения протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий (подп. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", п. 5 ст. 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Отметим, что в соответствии с п. 2 Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10 (далее - Типовое положение), подарком, полученным в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, является подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей.
Исключения составляют канцелярские принадлежности, предоставленные каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветы и ценные подарки, которые вручены в качестве поощрения (награды).
Официальное мероприятие, организованное в рассматриваемой ситуации органом власти, предусматривает, в частности, прием делегации, членами которой, как следует из вопроса, являются и государственные (муниципальные) служащие, и представители предприятий (организаций) негосударственного сектора.
В отношении членов делегации, не являющихся государственными (муниципальными) служащими, запретов дарения и стоимости подарков законодательство не устанавливает. Однако не следует забывать, что в соответствии с п. 2 ст. 574 ГК РФ в случае, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 рублей, договор дарения должен быть совершен в письменной форме.
А вот вручение букета цветов члену делегации - государственному (муниципальному) служащему должно рассматриваться с учетом как норм п. 2 ст. 574 ГК РФ, так и вышеизложенных ограничений (запретов) на дарение.
Превышающая 3000 рублей стоимость подарка обязывает получившего его служащего уведомить о получении подарка в связи с его должностным положением или исполнением им служебных (должностных) обязанностей государственный (муниципальный) орган, фонд или иную организацию, в которой указанное лицо проходит государственную (муниципальную) службу или осуществляет трудовую деятельность (п. 5 Типового положения).
Отметим, что в настоящее время нормативные акты не раскрывают понятия "поощрение" и "награда". Поэтому должностными лицами органа местного самоуправления может быть принято решение, что букеты цветов, вручаемые в ходе проведения протокольных и иных мероприятий, вручаются в качестве награды или поощрения участников, членов делегаций. В этой ситуации требование о передаче букета цветов в собственность государства (муниципалитета) не будет применяться. Такой подход будет оправдан и с точки зрения нецелесообразности и неэффективности включения в собственность государства (муниципалитета) подобных подарков.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), затраты на приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, в том числе цветов, в бюджетном учете относятся на подстатью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Руководствуясь нормами п. 345 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), учет приобретенного букета цветов следует осуществлять на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры".

Налог на доходы физических лиц

Статьей 41 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организацией признается, в частности, юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 11 НК РФ).
Согласно ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.
При этом не подлежит налогообложению доход в виде подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, если их стоимость не превышает 4000 рублей за налоговый период (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Поскольку наступление обязанности учреждения по удержанию НДФЛ с доходов в виде подарков, предусмотренных абзацами 2 и 3 п. 28 ст. 217 НК РФ, связано с превышением установленного размера дохода, получаемого от этого учреждения (4000 руб.), учреждению следует вести персонифицированный учет таких доходов, полученных от нее физическими лицами (членами делегации).
В случае, если размер указанных доходов, переданных одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде 4000 рублей, учреждение будет признаваться налоговым агентом и, соответственно, исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 230 НК РФ (письма Минфина России от 08.05.2013 N 03-04-06/16327, от 07.09.2012 N 03-04-06/6-274, от 02.07.2012 N 03-04-05/9-809, от 02.03.2012 N 03-04-06/9-54).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации обязанности налогового агента, предусмотренные ст.ст. 226 и 230 НК РФ, возникают у учреждения только в случае, если стоимость вручаемых подарков за календарный год (ст. 216 НК РФ) превысит 4000 руб. Если стоимость подарков не превышает 4000 рублей, госучреждение не признается налоговым агентом и не обязано представлять в налоговый орган сведения о полученных от него физическими лицами доходах (ст.ст. 226, 230 НК РФ, письмо Минфина России от 20.07.2010 N 03-04-06/6-155).
Обратите внимание: если подарки, полученные лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, признаются государственной (муниципальной) собственностью и передаются по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность, дохода, подлежащего налогообложению, не возникает (смотрите письма Минфина России от 03.12.2009 N 03-04-06-01/310, от 13.03.2009 N 01-02-01/03-504).

Страховые взносы во внебюджетные фонды

Поскольку в рассматриваемом случае подарок вручается лицам, которые не состоят с органом местного самоуправления в трудовых или гражданско-правовых отношениях, то стоимость подарка страховыми взносами не облагается, поскольку не возникает объекта обложения в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. Аналогичный вывод представлен в письме Минздравсоцразвития России от 27.02.2010 N 406-19.
Кроме того, стоимость подарка не облагается страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

17 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики