Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

08.07.2015
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение заключило договор пожертвования и должно перечислить денежные средства в два этапа.
Необходимо ли согласовывать данную сделку с учредителем учреждения, если она превышает минимальный размер крупной сделки? В какой строке плана финансово-хозяйственной деятельности (код КОСГУ) необходимо указать размер данного пожертвования?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Заключение бюджетным учреждением договора пожертвования требует предварительного согласования с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения в случае, если размер пожертвования в рамках договора отвечает критериям крупной сделки, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.
2. Расходы учреждения на осуществление добровольных пожертвований, осуществляемых за счет средств от приносящей доход деятельности, обосновано могут быть осуществлены за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Обоснование вывода:
1. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя данного учреждения. При этом крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бюджетной отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
При этом согласование органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, совершения данным учреждением крупной сделки необходимо независимо от источников финансового обеспечения указанной сделки (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/296).
Таким образом, заключение бюджетным учреждением договора пожертвования требует предварительного согласования с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения в случае, если размер пожертвования в рамках договора отвечает критериям крупной сделки, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.
Кроме того, при заключении договора пожертвования необходимо учитывать, что бюджетные учреждения обладают специальной правоспособностью, осуществляя гражданские права в соответствии с целями деятельности, ради которой они созданы (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
В зависимости от этих целей и характера сделок дарения, к которым в силу положений п. 1 ст. 572 и п. 1 ст. 582 ГК РФ относятся пожертвования, такие сделки могут быть признаны выходящими за пределы специальной правоспособности учреждения, в связи с чем недействительными (смотрите также п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21, постановление ФАС Московского округа от 11.07.2011 N Ф05-6321/11).
Согласно положениям п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
При этом департаментом бюджетной методологии Минфина России неоднократно подчеркивалось, что доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано (смотрите, например, письма Минфина России от 06.06.2014 N 02-03-11/27394, от 13.12.2013 N 02-01-011/54916).
Соответственно, осуществляемые бюджетным учреждением пожертвования должны быть направлены именно на достижение целей и задач, ради которых учреждение создано.
2. Исходя из положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2014 году, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего с учетом экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта).
Положениями Указаний N 65н прямо не предусмотрена возможность отнесения расходов, связанных с благотворительной деятельностью, на какую-либо конкретную статью КОСГУ.
Однако перечни операций, приведенные в рамках соответствующих статей (подстатей) Указаний N 65н, закрытыми не являются, что не исключает возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций. Соответственно, рассматриваемые расходы должны быть отнесены на определенный код бюджетной классификации в соответствии с его экономическим содержанием в общеустановленном порядке.
Очевидно, что, осуществляя добровольное пожертвование, учреждение не приобретает каких-либо нефинансовых активов, а также не несет расходов, связанных с оплатой работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд. Соответственно, в рассматриваемой ситуации не может идти речи о применении группы статей КОСГУ 300 "Поступление нефинансовых активов" и группы статей КОСГУ 220 "Оплата работ, услуг".
В свою очередь, расходы учреждения, не связанные с:
- оплатой труда;
- приобретением работ, услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений;
- обслуживанием долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений;
- предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам;
- осуществлением социального обеспечения,
в соответствии с Указаниями N 65н подлежат отнесению на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Учитывая изложенное, расходы учреждения на осуществление добровольных пожертвований, осуществляемых за счет средств от приносящей доход деятельности, обосновано могут быть осуществлены за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Обратите внимание: положениями Указаний N 65н предусмотрена статья 240 "Безвозмездные перечисления организациям", однако она применяется при осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы РФ на предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям, государственным (муниципальным) автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, а также субсидий и грантов организациям любой формы собственности, кроме государственных (муниципальных) учреждений и предприятий, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Соответственно, в рассматриваемой ситуации данная статья применена быть не может.
В заключение отметим, что каких-либо особенностей для отражения в Плане ФХД расходов учреждения на осуществление добровольных пожертвований Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н, не установлено.

К сведению:
Из положений ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ следует, что в целях гражданского законодательства деньги относятся к вещам, в связи с чем могут являться предметом пожертвования.
В то же время основанием перехода вещных прав на имущество к другому учреждению в указанном случае будет являться сделка (договор), а договор об отчуждении имущества, не предполагающий встречного предоставления, признается договором дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Учреждение, которому вещь принадлежит на праве оперативного управления, вправе подарить ее только с согласия собственника, если иное не установлено законом (это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости) (п. 1 ст. 576 ГК РФ).
По своему характеру указанная норма п. 1 ст. 576 ГК РФ является специальной по отношению к положениям п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, так как последние направлены на общее регулирование отношений, связанных с распоряжением имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, а п. 1 ст. 576 ГК РФ - на регулирование отношений по распоряжению имуществом лишь одним из возможных способов - посредством дарения. Иными словами, независимо от того, является ли предметом дарения особо ценное или какое-либо другое имущество, передать такое имущество в дар возможно исключительно с согласия собственника. Каких-либо исключений из правила, предусмотренного п. 1 ст. 576 ГК РФ, закон не устанавливает (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 31.08.2004 N КГ-А41/7448-04). Еще раз подчеркнем, что такой подход будет применяться и в отношении заключенных договоров пожертвования, являющихся разновидностью договоров дарения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

15 июня 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики