Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
14.07.2015
- Всем ли государственным органам необходимо проводить специальную оценку условий труда?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Специальная оценка условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих проводится только в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе в силу прямого указания закона. Поскольку на данный момент соответствующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ не приняты, то приходится констатировать, что проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах государственных гражданских служащих в настоящее время невозможно, а требование о незамедлительном её проведении необоснованно.
Обоснование позиции:
В соответствии с частью седьмой ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе.
В соответствии с частью первой ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить проведение специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ).
До 1 января 2014 года наличие на рабочих местах вредных условий труда устанавливалось по результатам аттестации рабочих мест. С 1 января 2014 года аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона N 426-ФЗ регулирование специальной оценки условий труда осуществляется ТК РФ, Законом N 426-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом ч. 4 ст. 3 Закона N 426-ФЗ установлено, что проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе. Однако на данный момент указанные акты еще не приняты.
Как следует из указанной нормы, специальная оценка условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих проводится только в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе в силу прямого указания закона. Каких-либо особенностей проведения специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, равно как и возможность проведения специальной оценки на основании общих норм, Закон N 426-ФЗ не устанавливает.
Таким образом, так как по смыслу положений ТК РФ и Закона N 426-ФЗ с 01 января 2014 г. работодатель может осуществить лишь специальную оценку условий труда, а на данный момент соответствующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ не приняты, то приходится констатировать, что проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах государственных гражданских служащих в настоящее время невозможно. В этой связи требование о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих необоснованно. Аналогичная точка зрения высказывается в судебной практике (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 15 апреля 2015 г. по делу N 33-8631/2015, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 июля 2014 г. по делу N 33-5613).
Отметим, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями Вы вправе обратиться в официальный компетентный государственный орган - Министерство труда и социальной защиты РФ по почте (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21) или путем заполнения формы обращения на официальном сайте ведомства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
22 июня 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним