Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

17.07.2015
ВОПРОС:
Организация, применяющая общую систему налогообложения, для целей торговли газосварочным оборудованием использует офис (75 кв. м) и склад (407 кв. м), находящиеся в одном здании (г. Москва) на одном этаже (находятся по одному адресу, обособленного подразделения не образуется). Общая площадь арендуемого помещения - 482 кв. м. В офисном помещении оборудованы рабочие места руководства и бухгалтерии, менеджеров и кассира, а также установлены стенды и витрины с образцами товаров. Там же производится оформление всех отгрузочных документов, договоров купли-продажи и прием наличных денежных средств за товар через кассу организации. В складском помещении производится только отпуск товара.
Продажа приобретенного ранее товара осуществляется юридическим и физическим лицам. Физические лица, приобретающие товары для личных нужд, оплачивают товар через кассу, а юридические лица, приобретающие товары для предпринимательской деятельности, - через расчетный счет.
В основном товары (газосварочное оборудование) выдаются покупателям со склада, но иногда по договоренности с покупателем осуществляется доставка товаров (и своим транспортом, и с привлечением перевозчика).
Организация имеет еще одно помещение на территории г. Москвы, в котором оборудовано рабочее место директора и осуществляется хранение документов. Это помещение не используется в торговой деятельности и не зарегистрировано в качестве обособленного подразделения.
Является ли данная организация плательщиком торгового сбора и какая площадь будет этим сбором облагаться?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации достаточно велика вероятность того, что в целях обложения сбором арендованные помещения организации, используемые в торговой деятельности, будут рассматриваться налоговым органом как объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы. В такой ситуации неуплата торгового сбора может привести к претензиям со стороны проверяющих.
Если организация примет решение уплачивать торговый сбор, полагаем, что в целях его исчисления площадь торгового зала в рассматриваемом случае может определяться как площадь офиса организации (без склада) за вычетом площади подсобных, административно-бытовых помещений, а также площади других помещений, в которых не производится обслуживание покупателей.
Также полагаем, что при решении вопроса о том, будет ли в рассматриваемом случае организация являться плательщиком сбора, должен исследоваться вопрос о целевом назначении здания, в котором арендуются помещения, в частности, является ли это здание зданием, предназначенным для торговли. Кроме того, может быть принято во внимание то, для каких целей, согласно договору аренды, арендовано офисное помещение.
В отсутствие разъяснений официальных органов по рассматриваемым вопросам рекомендуем организации обратиться за ними в налоговый орган по месту постановки на учет или в Департамент финансов г. Москвы.

Обоснование позиции:
Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ (далее - Закон N 382-ФЗ) раздел X "Местные налоги и сборы" НК РФ был дополнен главой 33 "Торговый сбор", вступившей в силу с 01.01.2015 и устанавливающей торговый сбор (далее - сбор) на территории муниципальных образований и городов федерального значения.
Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли, под которыми следует понимать объекты движимого или недвижимого имущества, используемые для осуществления плательщиком сбора торговой деятельности хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412, п. 1 ст. 413 НК РФ).
Торговлей в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ является вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Согласно п. 2 ст. 413 НК РФ в целях главы 33 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети;
- торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
- торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
В целях главы 33 НК РФ к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).
Кроме того, в городах федерального значения (Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе) сбор помимо НК РФ устанавливается законами таких субъектов РФ. На территории г. Москвы сбор устанавливается с 01.07.2015 и регламентируется Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон N 62) (ст. 410 НК РФ, ст. 1 Закона N 62, письмо Минфина России от 27.03.2015 N 03-11-06/8/17214).
В силу п. 1 ст. 411 НК РФ хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории г. Москвы, являются плательщиками сбора только в случае, если сбор в отношении осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности установлен Законом N 62.
В соответствии с положениями ст. 2 Закона N 62 на территории г. Москвы сбор устанавливается в отношении следующих видов торговли:
- торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли);
- развозная и разносная розничная торговля;
- торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами;
- организация розничных рынков.
В рассматриваемой ситуации следует иметь в виду следующее.
1. В данном случае торговая деятельность не признается деятельностью по организации розничных рынков, исходя из определения этой деятельности, предусмотренного подпунктом 3 п. 4 ст. 413 НК РФ.
2. Понятия "торговля со склада" законодательство РФ не содержит.
В соответствии с п. 33 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 N 582-ст. (далее - Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013), под складом следует понимать специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций.
В то же время п. 50 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 содержит понятие "магазин-склад", под которым следует понимать предприятие торговли, в котором по методу самообслуживания осуществляют продажу физическим лицам и (или) хозяйствующим субъектам продовольственных и непродовольственных товаров непосредственно из транспортной упаковки (ящиков, контейнеров и др.) или в транспортной упаковке.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации склад используется организацией исключительно для хранения и отпуска товаров, в то время как для обслуживания клиентов предназначен офис, полагаем, что деятельность организации не может квалифицироваться как торговля со склада.
Кроме того, из положений ст. 2 Закона N 62 следует, что Закон N 62 не устанавливает сбор на территории г. Москвы в отношении торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада.
3. В рассматриваемой ситуации организация продает товары, в том числе физическим лицам для их личных целей, то есть осуществляет розничную торговлю (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), п. 3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013, ст. 346.27, пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
В то же время, в силу того, что торговля осуществляется с применением офисного помещения, а отгрузка товаров осуществляется со склада или посредством его доставки, такая розничная торговля не является ни развозной, ни разносной (ст. 346.27, пп.пп. 11, 12 п. 3 ст. 346.43 НК РФ, п.п. 73, 74 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013, п.п. 3.11, 3.12 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 N 771-ст (далее - ГОСТ Р 51773-2009)).
4. Реализация товаров юридическим лицам, приобретающим их для целей предпринимательской деятельности, признается оптовой торговлей (п. 2 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).
В письме Минфина России от 01.04.2015 N 03-11-06/18129 разъясняется, что организации, осуществляющие оптовую торговлю, могут быть признаны плательщиками сбора в порядке, установленном главой 33 НК РФ и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Учитывая все изложенное, в рассматриваемой ситуации организация будет являться плательщиком сбора в случаях, если ее деятельность будет признаваться:
- торговлей через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
- торговля через объекты нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли);
- торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами.
В силу п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) под торговой сетью следует понимать совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Таким образом, обязательным критерием торговой сети является наличие у хозяйствующего субъекта не менее двух торговых объектов, которые либо находятся под общим управлением, либо используются под единым коммерческим обозначением (иным средством индивидуализации) (смотрите также постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 N 10АП-18505/14, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 N 19АП-6848/13 (оставлено без изменения постановлением ФАС Центрального округа от 20.05.2014 N Ф10-1345/14 по делу N А36-4330/2013), Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2015 N 10АП-18015/14 (оставлено без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2015 N Ф05-6127/15 по делу N А41-51563/2014)).
Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (п. 4 ст. 2 Закона N 381-ФЗ).
Из приведенного понятия торгового объекта следует, что ни офис, ни склад организации не являются отдельными торговыми объектами, так как указанные свойства торговых объектов присущи организации в целом, но не выполняются в отношении каждого из этих помещений. Исходя из этого, полагаем, что торговая деятельность организации в рассматриваемом случае не может квалифицироваться как торговля через объекты торговой сети.
В то же время проект постановления Правительства Москвы "Порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, а также выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор, и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения", разработанный Департаментом экономической политики и развития г. Москвы и утверждающий порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором (далее - Проект), раскрывает указанные понятия следующим образом.
К объектам стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, относятся (п. 1.5 Проекта):
- отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов;
- расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной организацией или индивидуальным предпринимателем для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговые залы, относятся (п. 1.6 Проекта):
- расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах торговые точки, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов;
- расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение;
- расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
К объектам нестационарной торговой сети относятся (п. 1.7 Проекта):
- нестационарные торговые объекты, размещенные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности";
- объекты развозной розничной торговли, осуществляемой вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством;
- объекты разносной розничной торговли, осуществляемой вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице.
Учитывая положения Проекта, полагаем, что высока вероятность того, что налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля к объектам стационарных торговых сетей будут относить любые здания, сооружения, строения и помещения, используемые для торговой деятельности на любых условиях.
В рассматриваемой ситуации в офисе организации установлены стенды и витрины с образцами товаров, поэтому мы не исключаем, что в целях обложения сбором арендованные помещения организации, используемые в торговой деятельности, будут квалифицироваться проверяющими как объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы.
В отношении объектов стационарных торговых сетей, имеющих торговые залы, статья 2 Закона N 62 предусматривает расчет величины сбора в зависимости от площади торговых залов.
В соответствии с п. 5 ст. 415, пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ площадь торгового зала в целях исчисления сбора определяется как:
- часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов, обслуживания покупателей;
- площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Учитывая изложенное, полагаем, что в целях исчисления сбора площадь торгового зала в рассматриваемом случае может определяться как площадь офиса организации (без склада!) за вычетом площади офиса, приходящейся на подсобные, административно-бытовые помещения, а также другие помещения, в которых не производится обслуживание покупателей.
Обращаем внимание на последнее предложение пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ, в соответствии с которым площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. В этой связи считаем нужным отметить следующее.
Определения "стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы", "стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов" и "нестационарная торговая сеть" содержат главы 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде ЕНВД" и 26.5 НК РФ "Патентная система". Так, стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны. Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся розничные рынки, ярмарки, киоски, палатки, торговые автоматы. Нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети (ст. 346.27, пп.пп. 2, 7, 10 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
При этом арбитражные судьи, решая вопросы применения ЕНВД, исходят из того, что те или иные объекты недвижимости признаются объектами стационарных торговых сетей, если они предназначены для торговой деятельности на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157).
Так, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 14139/11 был сделан вывод о том, что нежилое помещение не является объектом стационарной торговой сети, поскольку в соответствии с договором арендуется для использования в качестве офиса. Кроме того, здание, в котором находится указанное помещение, является административным, в экспликации плана здания нет торговых залов, соответственно, это здание не предназначено для торговли. В итоге судьи пришли к выводу о неправомерности квалификации офисного помещения, в котором предпринимателем заключались договоры купли-продажи товаров, как торгового места, расположенного в объекте стационарной торговой сети.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N ВАС-15460/12, наоборот, из правоустанавливающих документов следовало, что здание является магазином строительных материалов. По адресу здания находится земельный участок, предоставленный для размещения магазина строительных материалов, на котором расположено здание магазина строительных материалов. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права целевое назначение указанных объектов недвижимости - организация торговли. Арбитры пришли к выводу о том, что помещение, в котором общество осуществляло розничную торговлю по образцам, расположено в объекте стационарной торговой сети.
Таким образом, полагаем, что при решении вопроса о том, будет ли в рассматриваемом случае организация являться плательщиком сбора в отношении помещения, используемого в качестве торгового офиса, первоначально должен исследоваться вопрос о целевом назначении здания, в котором арендуются помещения, в частности, является ли это здание зданием, предназначенным для торговли. Кроме того, полагаем, что должно быть принято во внимание и то, для каких целей, согласно договору аренды, арендовано офисное помещение.
По нашему мнению, исходя из вышеизложенного, организация в рассматриваемом случае должна платить сбор только в том случае, если в соответствии с правоустанавливающими документами здание, в котором находится офис, предназначено для торговли, а сам офис в соответствии с договором аренды арендован в целях осуществления торговой деятельности.
Обращаем Ваше внимание, что выраженная нами позиция является нашим экспертным мнением. Разъяснениями официальных органов по обозначенным вопросам мы не располагаем, арбитражная практика в настоящее время по ним не сложилась.
В этой связи полагаем, что организации следует обратиться за разъяснениями в налоговый орган по месту постановки на учет или в Департамент финансов г. Москвы (пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 34.2 НК РФ, п. 1, пп. 6.34 п. 6 Положения о Департаменте финансов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22.02.2011 N 43-ПП). Напомним, что в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым или налоговым органом, признается одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Торговый сбор;
- Энциклопедия решений. Торговый сбор при уплате налога на прибыль организаций;
- Энциклопедия решений. Плательщики торгового сбора;
- Энциклопедия решений. Учет плательщиков торгового сбора;
- Энциклопедия решений. Объект обложения торговым сбором;
- Энциклопедия решений. Объекты торговли в целях уплаты торгового сбора;
- Энциклопедия решений. Ставки торгового сбора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусев Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

2 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики