Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
17.07.2015
- Организация, осуществляющая закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обратилась в организацию, с которой состоит в договорных отношениях как с единственным поставщиком и монополистом, с письмом о назначении ответственного лица, имеющего полномочия подписывать акты приемки их образца в качестве представителя исполнителя, во исполнение ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Можно ли ей отказать в назначении ответственного лица?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе не назначать заблаговременно лицо, уполномоченное на подписание документов о приемке товаров (работ, услуг) по контракту. Полномочия лица, которое вправе от имени контрагента заказчика подписывать документы о приемке, могут быть документально подтверждены непосредственно в процессе приемки результатов исполнения контракта.
Обоснование вывода:
Особенности исполнения контракта, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в том числе приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, установлены ст. 94 этого федерального закона. Так, согласно ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель, далее также - контрагент) к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с той же статьей.
Частью 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо контрагенту в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Часть 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Как видим, нормы ст. 94 Закона N 44-ФЗ не содержат требования о назначении контрагентом лиц, ответственных за подписание документов о приемке товара, результатов работ или услуг (либо отдельных этапов исполнения контракта). Более того, если речь идет именно о заблаговременном (то есть до приемки результатов исполнения контракта) представлении документа, подтверждающего полномочия представителя поставщика (подрядчика, исполнителя) на подписание документов о приемке, такое назначение по существу не имеет смысла, так как эти документы может подписать и лицо, имеющее право действовать от имени контрагента без доверенности (директор, генеральный директор и т.д.), полномочия которого не нуждаются в каком-либо дополнительном подтверждении документами о его назначении специально для участия в такой приемке (смотрите, например, п. 2 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Кроме того, единоличный исполнительный орган юридического лица, являющегося поставщиком, подрядчиком или исполнителем по контракту, не лишен права в любой момент выдать доверенность на участие в приемке результатов исполнения контракта другому лицу, лишив соответствующих полномочий лицо, которое ранее было назначено для участия в приемке. Что касается доверенности, она, очевидно, может быть предоставлена заказчику и непосредственно в процессе приемки-передачи товара, результатов выполненных работ или оказанных услуг.
Таким образом, закон не обязывает поставщика (подрядчика, исполнителя) назначать ответственное лицо, наделенное полномочиями подписывать документы о приемке заказчиком товаров, результатов выполненных работ или оказанных услуг и заблаговременно предоставлять заказчику письменное подтверждение такого назначения. На наш взгляд, даже если контрактом установлена такая обязанность, ее несоблюдение не может рассматриваться как свидетельство ненадлежащего исполнения контрагентом существа предусмотренного контрактом обязательства. Документы же о приемке (акты и прочее) могут быть подписаны единоличным исполнительным органом поставщика (подрядчика, исполнителя) или лицом, которому выдана доверенность на совершение таких действий; причем доверенность, подтверждающая полномочия подписывать документы о приемке, может быть предоставлена заказчику как до начала приемки товаров (результатов выполненных работ или оказанных услуг), так и одновременно с упомянутыми документами, подписанными представителем контрагента.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
30 июня 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним