Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

20.10.2011
ВОПРОС:
Необходимо ли какое-то разрешение на проведение рекламной акции, сопровождаемой бесплатной раздачей потребителям призов, если она будет проводиться в форме стимулирующей лотереи?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для проведения рекламной акции, сопровождаемой раздачей товаров, в том числе по результатам проведения стимулирующей лотереи, какого-либо разрешения не требуется. Однако о проведении стимулирующей лотереи необходимо уведомить налоговый орган.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Гражданский кодекс РФ определяет рекламу как "приглашение делать оферты" (п. 1 ст. 437 ГК РФ), то есть предложения заключать договоры (ст. 435 ГК РФ). Иными словами, рекламируя свои товары, продавец или производитель пробуждает у потребителей интерес к их покупке.
Ни Закон о рекламе, ни Гражданский кодекс РФ не требуют для проведения рекламных акций получения каких-либо разрешений. Закон о рекламе говорит о разрешениях только на установку рекламных конструкций (ст. 19 этого Закона).
Что касается бесплатной раздачи товаров, то Закон о рекламе только ограничивает бесплатную раздачу в ходе проведения рекламных акций алкогольной продукции (ч. 4 ст. 21 Закон о рекламе), пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ч. 4 ст. 22 Закона о рекламе), табачных изделий (ч. 4 ст. 23 Закона о рекламе), образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества (ч. 10 ст. 24 Закона о рекламе).
С точки зрения гражданского законодательства бесплатная раздача товаров может быть квалифицирована как дарение (ст. 572 ГК РФ). При этом Гражданский кодекс РФ запрещает дарение только в отношениях коммерческих организаций между собой (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ), дарение же коммерческой организацией товаров потребителям никак не ограничено и никаких разрешений не требует.
Таким образом, организация может проводить рекламную акцию, сопровождаемую раздачей товаров без получения каких-либо разрешений и ограничений, помимо раздачи товаров, указанных выше.
Вместе с тем, если рекламная акция планируется в виде лотереи, необходимо учитывать следующее.
Во-первых, ст. 9 Закона о рекламе определяет перечень сведений, которые должны быть указаны в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия (лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия). К ним относятся: сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Во-вторых, необходимо учитывать требования Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях). В соответствии со ст. 2 этого Закона лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором, и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы, и призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи, в том числе, очевидно, и та, целью которой является формирование и поддержание интереса к товарам или их производителю, признается стимулирующей (пп. 2 п. 3 ст. 3 Закон о лотереях).
Требования Закона о лотереях о необходимости получения разрешения на проведение лотереи на стимулирующие лотереи не распространяются (ч. 1, п. 3 ч. 8 ст. 6 Закона о лотереях). Однако о ее проведении необходимо направить уведомление не менее чем за 20 дней до дня проведения стимулирующей лотереи в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления. В уведомлении о проведении стимулирующей лотереи указывается срок, способ, территория проведения, организатор лотереи, а также наименование товара, с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи (ст. 7 Закона о лотереях).
За проведение лотереи без направления указанного уведомления предусмотрена административная ответственность по ст. 14.27 КоАП РФ.
Обратим внимание, что уполномоченный орган имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 7 Закона о лотереях, в том числе при наличии у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
На основании п. 2 постановления Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях", а также п. 5.12 постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по рассмотрению уведомлений о проведении стимулирующих лотерей, ведению государственного реестра лотерей, контролю за проведением лотерей, является Федеральная налоговая служба РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

4 октября 2011 г.

.

Все консультации данной рубрики