Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
21.07.2015
- Может ли бюджетное образовательное учреждение получить беспроцентный денежный заем от юридического лица?
Залога при получении беспроцентного денежного займа бюджетным образовательным учреждением не предусмотрено. Денежные средства поступят на лицевой счет учреждения, возврат возможен единой суммой или несколькими платежами.
Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете поступление денежных средств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В настоящее время общий запрет в отношении бюджетных учреждений для получения займов отсутствует. Вместе с тем Минфином России подготовлены поправки в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, дополняющие ее нормами, содержащими запрет для бюджетных учреждений на предоставление и получение кредитов (займов).
2. Операции по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом, отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рамках приносящей доход деятельности на счете 301 00 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам".
3. Денежные средства, полученные учреждением по договору займа, не признаются доходом при их получении и расходом - при возврате их заимодавцу.
Обоснование вывода:
Правоспособность бюджетного учреждения, в том числе возможность заключать различные виды сделок и осуществлять приносящую доходы деятельность, ограничена предметом и целями деятельности такого учреждения, которые определяются законодательством и его уставом (п. 2 ст. 9.2, ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ).
При этом положениями п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ прямо предусмотрено единственное ограничение совершения бюджетными учреждениями определенного вида сделок, а именно: запрет на размещение денежных средств на депозитах в кредитных организациях, а также совершение сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. А вот запрет на получение займов в отношении бюджетных учреждений ни ГК РФ, ни Законом N 7-ФЗ не предусмотрен (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22.12.2014 N Д28И-2829).
Кроме того, в соответствии с положениями Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в рамках приносящей доход деятельности могут отражаться операции по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом.
Таким образом, в настоящее время общий запрет в отношении бюджетных учреждений для получения займов отсутствует.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание: Минфином России подготовлены поправки в ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, дополняющие ее нормами, содержащими запрет для бюджетных учреждений на предоставление и получение кредитов (займов) (письмо Минфина России от 26.11.2013 N 02-01-007/51169, раздел 8 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
При принятии решения о получении займа бюджетным учреждением также следует иметь в виду, что если в совершении сделки по получению займа имеется заинтересованность, согласно п. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ она может быть совершена бюджетным учреждением только с одобрения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
В соответствии с п. 248 Инструкции N 157н операции по долговым обязательствам, принятым бюджетным учреждением в соответствии с законодательством РФ, подлежат отражению на счете 301 00 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам".
Таким образом, в рассматриваемой ситуации с учетом п.п. 124, 125 Инструкции N 174н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 301 14 710
увеличение забалансового счета 17 (710 КОСГУ)
- сумма займа поступила на лицевой счет;
2. Дебет 2 301 14 810 Кредит 2 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (810 КОСГУ)
- перечислен платеж в счет погашения долга.
Денежные средства, полученные учреждением по договору займа, не признаются доходом при их получении и расходом - при возврате их заимодавцу (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270 НК РФ, письма Минфина России от 18.12.2007 N 03-03-06/1/868, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/128).
К сведению:
Утверждение Плана ФХД, предусматривающего возможность привлечения заемных средств, не является основанием для уменьшения объема субсидии на государственное (муниципальное) задание на очередной финансовый год.
Договоры, связанные с привлечением учреждением заемных денежных средств, должны заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Получение бюджетным (автономным) учреждением кредитов (займов);
- Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения с кредиторами по долговым обязательствам. Счет 301 00;
- Энциклопедия решений. Налогообложение при займе. Учет у заемщика.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
3 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним