Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

22.07.2015
ВОПРОС:
На какую статью КОСГУ бюджетное учреждение должно отнести расходы на оплату услуг по договору, в рамках которого провайдером оказываются услуги хостинга сайтов и услуги по регистрации доменов (в рамках рассматриваемого договора провайдером не предоставляются услуги доступа к сети "Интернет")?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы на оплату услуг по договору, в рамках которого провайдером оказываются услуги хостинга сайтов и услуги по регистрации доменов, могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Обоснование позиции:
В соответствии с положениями Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания фактов хозяйственной жизни (операций). Следовательно, при составлении договоров (контрактов) желательно соотносить их содержание с положениями Указаний N 65н.
Как правило, регистрация домена, размещение и поддержка web-сайта осуществляются организациями-провайдерами, с которыми заключается договор хостинга.
Отметим, что регистрация доменного имени - это занесение информации о домене и его администраторе в центральную базу данных для обеспечения уникальности использования домена. Период действия регистрации доменного имени равен одному календарному году. По истечении года ее необходимо продлить на следующий год и так далее. В связи с чем учреждение несет затраты по перерегистрации домена.
В свою очередь, хостинг представляет собой услугу по предоставлению свободного дискового пространства и канала связи для размещения web-сайта на сервере и техническое обслуживание этого web-ресурса. При оказании услуг хостинга используется сеть "Интернет", а хостинг-провайдер использует канал передачи данных.
В то же время, на наш взгляд, достаточных оснований для отнесения хостинга к телематическим услугам связи в целях применения бюджетной классификации РФ нет.
Так, в Правилах оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, услуги хостинга не упоминаются. Не поименованы они и в Перечнях лицензионных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87. Таким образом, услуги хостинга, хотя и неразрывно связаны с телематическими услугами связи, повышают их потребительскую ценность, однако к ним не относятся, так как не предполагают предоставление линии передачи данных.
Учитывая вышеизложенное, представляется возможным сделать вывод: поскольку в рассматриваемой ситуации речь не идет об оказании каких-либо услуг связи, то, соответственно, данные расходы не могут быть оплачены за счет подстатьи 221 "Услуги связи" КОСГУ. На данную подстатью, например, могли бы быть отнесены расходы услуг интернет-провайдеров - плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачу данных по каналам связи.
Однако предоставление доступа к сети "Интернет" не является предметом договора в рассматриваемой ситуации.
Согласно Указаниям N 65н расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225 КОСГУ, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Таким образом, расходы по оплате услуг хостинга (услуг по размещению информационного ресурса (сайта) и технической поддержке сайта), по нашему мнению, обоснованно могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Однако следует отметить, что несмотря на сложившуюся практику применения бюджетной классификации, в том числе на наличие разъяснений специалистов уполномоченных органов и независимых экспертов*(1), придерживающихся изложенной нами позиции, по мнению судебных инстанций, расходы на услуги по регистрации домена могут быть отнесены на подстатью 221 "Услуги связи" КОСГУ, так как аналогичны услугам по бронированию сетевого ресурса (смотрите, в частности, решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2012 по делу N А82-8668/2012)*(2). При этом такая позиция находит подтверждение и в отдельных разъяснениях независимых экспертов*(3).
В заключение традиционно напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

9 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите, например:
- Статья "Сайт образовательного учреждения: разработка, учет и расходы на его содержание" (О. Марова, "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2015 г.);
- Статья "Официальный сайт медицинской организации" (С. Валова, "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2015 г.);
- Статья "Учет расходов на создание и обслуживание интернет-сайта" (А. Гусев, "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2014);
- Вопрос: По какому коду КОСГУ следует отражать услугу веб-хостинга? Услуга включает в себя предоставление дискового пространства и вычислительных ресурсов на сервере, принадлежащем Исполнителю, для размещения на нем Заказчиком собственного веб-сервера. Можно ли отнести данную услугу к услугам связи либо это информационная услуга? Но информационная услуга предполагает получение информационного продукта, а в данном случае провайдер не предоставляет возможности разместить свой сайт в Интернете ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 4, июль-август 2012 г.).
*(2) Указанный судебный акт оставлен без изменения Постановлением Второго ААС от 14.03.2013 и Постановлением ФАС ВВО от 10.07.2013 по делу N А82-8668/2012. Однако в публикациях экспертов указывается на спорность отнесения услуг по регистрации домена к услугам связи (смотрите материал: А.В. Даниленков. Правовой статус регистратора доменных имен).
*(3) Вопрос: По какой статье КОСГУ производится оплата домена и хостинга? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2014 г.).

Все консультации данной рубрики