Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
20.10.2011
- Какая ответственность грозит заказчику, если он отказывается подписывать государственный контракт с победителем открытого аукциона в электронной форме?
Из ч. 5 ст. 448 ГК РФ следует, что заключение договора по итогам торгов обязательно и для организатора этих торгов, и для победителя. Ведь в случае уклонения одного из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Это справедливо и для торгов, проводимых в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В частности, согласно ч. 1 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ по результатам открытого аукциона в электронной форме (далее - Аукцион) контракт заключается с его победителем. При этом заказчик (уполномоченный орган) в течение 5 дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов Аукциона направляет оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, после чего оператор электронной площадки направляет участнику Аукциона, с которым заключается контракт (ч.ч. 2, 3 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ). Только после этого участник Аукциона направляет оператору электронной площадки подписанный им проект контракта (ч. 4 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ). Обратим внимание, что приведенные нормы Закона N 94-ФЗ говорят, что указанные лица "направляют", а не "вправе направить" проект контракта. Таким образом, по смыслу этих норм, как и ст. 448 ГК РФ для заказчика, разместившего заказ, заключение контракта является обязательным. В отношении заключения государственного и муниципального контрактов на поставку товаров или выполнение работ на это указывают также п. 1 ст. 527, ст. 765 ГК РФ.
При этом, как видим, контракт по итогам Аукциона не может быть заключен до тех пор, пока заказчик (уполномоченный орган) не направит проект контракта оператору электронной площадки. Поэтому уклонение от его направления следует рассматривать как уклонение от заключения контракта с победителем Аукциона.
Помимо предоставленного п. 4 ст. 445, п. 5 ст. 528, ст. 765 ГК РФ права обратиться в суд с требованием о понуждении заказчика заключить контракт, а также о возмещении причиненных уклонением убытков, главой 8 Закона N 94-ФЗ предусмотрена также внесудебная процедура обжалования действий (бездействия) заказчика, не препятствующая обращению в суд. Участник размещения заказа имеет право обжаловать бездействие заказчика (уполномоченного органа), если это бездействие нарушает его права и законные интересы, подав соответствующую жалобу в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, которым является Федеральная антимонопольная служба РФ (постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 94), или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта РФ в сроки, установленные главой 8 Закона N 94-ФЗ.
За нарушение должностным лицом заказчика сроков заключения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, а равно уклонение должностного лица заказчика от заключения контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (ч. 1.2 ст. 7.32 КоАП РФ). Дела о таких правонарушениях рассматривает Федеральная антимонопольная служба РФ (ст. 23.66 КоАП РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
7 октября 2011 г.
.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним