Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
24.07.2015
- Можно ли преобразовать ГУП в ОАО, и если да, то каков порядок такого преобразования?
1. В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 29, п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, данным Законом и иными федеральными законами, в том числе путем его преобразования в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
В пп. 1 и 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) в качестве одного из способов приватизации государственного и муниципального имущества названо преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество. При этом, как следует из п. 2 ст. 37 Закона N 178-ФЗ, в уставах создаваемых обществ должны быть учтены требования Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) с определенными Законом о приватизации особенностями.
В связи с этим отметим, что с 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в ГК РФ, внесенные в него Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), согласно которым, в частности, упразднено деление акционерных обществ на закрытые и открытые. Вместо этого в составе акционерных обществ выделено публичное акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ). Также правила о публичных акционерных обществах применяются к тем акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что они являются публичными. Акционерные общества, не соответствующие вышеуказанным признакам, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ). В п. 5 ст. 3 Закона N 99-ФЗ особо отмечается, что со дня вступления его в силу юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них новой редакцией главы 4 ГК РФ.
Кроме того, Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ были внесены также изменения в Закон N 208-ФЗ*(1), чем было устранено противоречие норм этого закона с нормами главы 4 общей части Гражданского кодекса РФ о юридических лицах. Таким образом, актуальная редакция Закона 208-ФЗ также предполагает деление акционерных обществ на публичные и непубличные (ст. 7 Закона N 208-ФЗ).
Тот факт, что Закон N 178-ФЗ продолжает содержать в себе нормы, посвященные ОАО, не означает того, что юридические лица могут продолжать создаваться в указанной форме, так как впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с положениями ГК РФ в новой редакции, законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством, применяются постольку, поскольку они не противоречат этим положениям ГК РФ (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Иными словами, нормы Закона N 178-ФЗ, устанавливающие, что унитарное предприятие может быть преобразовано в ОАО, после 1 сентября 2014 года не подлежат применению.
Принимая во внимание, что нормы Закона N 178-ФЗ предусматривали преобразование унитарного предприятия именно в ОАО и что указанное общество, равно как и публичное акционерное общество по ныне действующему законодательству, отличалось тем, что могло проводить открытую подписку на свои акции и осуществлять их свободную продажу (п. 1 ст. 97 ГК РФ в редакции до 01.09.2014, п. 2 ст. 7 Закона N 208-ФЗ), в рассматриваемом случае унитарное предприятие может быть преобразовано в публичное акционерное общество (далее также - общество, хозяйственное общество)*(2).
2. Согласно ст. 10 Закона N 178-ФЗ приватизация имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, производится на основании соответствующих планов, а порядок планирования приватизации такого имущества определяется органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно. Собственник имущества ГУП, права которого осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления, принимает решение о приватизации предприятия (п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 29 Закона N 161-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 14 Закона N 178-ФЗ порядок принятия решений об условиях приватизации ГУП определяется органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно.
Минимальный уставный капитал создаваемого в результате приватизации публичного акционерного общества должен составлять сто тысяч рублей (ст. 26 Закона N 208-ФЗ). В соответствии с правилами, установленными ст. 11, п. 4 ст. 37 Закона N 178-ФЗ, размер уставного капитала создаваемого общества соответствует балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, расчет которых производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.
3. Принимая решение о реорганизации ГУП в форме его преобразования в публичное акционерное общество, собственник его имущества:
- утверждает передаточный акт, в котором определяет состав подлежащего приватизации имущества (передаточный акт составляется в соответствии с требованиями ст. 59 ГК РФ, ст. 11 Закона N 178-ФЗ на основе данных акта инвентаризации предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке предприятию, и о правах на них);
- утверждает устав общества с учетом требований соответственно Закону N 208-ФЗ и особенностей Закона N 178-ФЗ;
- определяет количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначает членов совета директоров (наблюдательного совета) и его председателя, назначает членов ревизионной комиссии или ревизора создаваемого общества на период до первого общего собрания акционеров общества, ревизионной комиссии, о назначении ревизора принимаются, если наличие в создаваемом обществе соответствующих органов предусматривается в его уставе (п.п. 2, 3, 6 ст. 37 Закона N 178-ФЗ).
Руководитель предприятия, преобразованного в публичное акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) этого общества до первого общего собрания акционеров общества (п. 5 ст. 37 Закона N 178-ФЗ).
4. В течение трех дней со дня принятия решения о преобразовании ГУП в публичное акционерное общество в регистрирующий орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@) за подписью руководителя ГУП (смотрите также ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ, п. 7 ст. 29 Закона N 161-ФЗ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Уведомлять о принятом решении территориальные органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ с 1 января 2015 года не требуется.
5. В случае реорганизации ГУП в форме преобразования в публичное акционерное общество необходимо будет зарегистрировать выпуск акций, размещаемых при создании акционерного общества. Процедура эмиссии акций при реорганизации юридического лица, в том числе порядок государственной регистрации выпуска ценных бумаг, предусмотрена Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) и Стандартами эмиссии ценных бумаг, порядка государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Положением Банка России от 11.08.2014 N 428-П. Органом, осуществляющим государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах их выпуска, является Банк России (п. 1 ст. 20 Закона N 39-ФЗ, Указание Банка России от 06.08.2014 N 3360-У). Документы для государственной регистрации выпуска акций должны быть представлены в Банк России до внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации ОАО (п. 2 ст. 27.5-5 Закона N 39-ФЗ).
6. В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации публичного акционерного общества, создаваемого путем реорганизации ГУП, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N P12001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@; заявление подписывается заявителем, которым в этом случае выступает лицо, уполномоченное органом местного самоуправления (им может быть, в частности, руководитель ГУП); подлинность подписи заявителя в заявлении свидетельствуется нотариально (п. 1.2, пп. "д" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
- устав общества в двух экземплярах (п. 3 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК РФ);
- передаточный акт;
- документ об уплате государственной пошлины (ее размер составляет 4000 руб. - пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
- поскольку ГУП преобразуется в публичное акционерное общество - документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера (смотрите приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.07.2013 N 13-57/пз-н, а также п. 14.2.05.79 письма ФНС России от 31 января 2014 г. N СА-4-14/1645); если ГУП является эмитентом эмиссионных ценных бумаг (в частности облигаций) - документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске таких ценных бумаг в части замены эмитента
Подпунктом "ж" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ предусмотрено также представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных в пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Однако такой документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет представлен регистрирующему органу в порядке межведомственного запроса.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
8 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ вступил в силу 1 июля 2015 г., за исключением положений, для которых статьей 27 этого закона установлены иные сроки вступления их в силу.
*(2) C 29 сентября 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ, которым положения Закона N 178-ФЗ скорректированы и приведены в соответствие с новой редакцией ГК РФ и Закона N 208-ФЗ.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним