Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
29.07.2015
- В организации состоялся электронный аукцион. Сейчас идет стадия подписания контракта заказчиком. Сумму обеспечения исполнения контракта поставщик перечислил, проект контракта поставщиком подписан. Обнаружилась ошибка во второй части заявки у победителя аукциона, и заказчик хочет отказаться от заключения контракта в соответствии с частью 9 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Поставщик согласен.
Сможет ли организация заключить контракт со вторым участником в данной ситуации?
Могут ли возникнуть какие-либо негативные последствия для победителя аукциона?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации у заказчика формально нет оснований заключить контракт с другим участником электронного аукциона. Однако, на наш взгляд, во избежание неблагоприятных последствий заказчику следует попытаться (если программное обеспечение электронной площадки предоставляет такую техническую возможность) заключить контракт с участником аукциона, который предложил такую же, как и победитель, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене, следующие после условий, предложенных победителем, если заявка такого лица соответствует установленным требованиям.
Отказ заказчика от заключения контракта с победителем электронного аукциона в связи с выявившимся несоответствием такого участника закупки требованиям документации об аукционе не является основанием для включения сведений о победителе электронного аукциона в реестр недобросовестных поставщиков и, следовательно, сам по себе не создает для него негативных последствий.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 9 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) или отказ от заключения контракта с победителем определения контрагента осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2 (при наличии таких требований) той же статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Последствия отказа от заключения контракта со стороны заказчика по основанию, предусмотренному ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, определены ч. 11 той же статьи. В этом случае заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. Иных правовых последствий такого отказа Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Ни положениями параграфа 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ, регламентирующими порядок проведения электронного аукциона, ни иными положениями указанного закона не предусмотрено, что при отказе заказчика от заключения контракта с победителем аукциона на основании ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен с иными участниками аукциона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Как следует из ч. 13 ст. 70, ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, победитель электронного аукциона (далее также - аукцион) признается уклонившимся от заключения контракта в случаях, если он:
- в сроки, предусмотренные этой статьей, не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона;
- направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в ч. 8 ст. 69 этого Закона;
- не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта);
- в срок, установленный для заключения контракта, не предоставил обеспечение исполнения контракта.
Приведенный перечень является исчерпывающим. Такое основание для признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта, как отказ заказчика от заключения контракта в связи с выявившимся несоответствием участника закупки установленным требованиям, в этом перечне отсутствует.
Поэтому в рассматриваемой ситуации мы не видим оснований для включения сведений о победителе аукциона, от заключения контракта с которым заказчик отказался, в реестр недобросовестных поставщиков. Сами по себе приведенные в вопросе обстоятельства, как нам представляется, не являются основанием для наступления каких-либо неблагоприятных последствий для победителя аукциона.
Законом N 44-ФЗ предусмотрено лишь два случая, когда право на заключение контракта по результатам электронного аукциона приобретает участник аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона, а именно:
- победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ);
- аукционная комиссия признала необоснованной цену контракта, которая предложена победителем электронного аукциона в случаях, предусмотренных ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, когда участник закупки обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта (п. 2 ч. 10 ст. 37 того же Закона).
В рассматриваемой ситуации оба этих основания для заключения контракта с другим участником электронного аукциона отсутствуют. Поэтому с формальной точки зрения в этом случае для заключения контракта заказчику следует провести новый электронный аукцион либо осуществить закупку необходимых ему товаров, работ, услуг иными способами с учетом ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ.
Вместе с тем в приведенной ситуации, как следует из вопроса, заказчик допустил нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поскольку должен был признать заявку участника закупки, признанного в итоге победителем аукциона, несоответствующей требованиям документации об аукционе еще на этапе проведения торгов (ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ). В этом случае победителем аукциона должен был быть признан другой участник закупки, заявка которого соответствовала установленным заказчиком требованиям. Последствия виновных действий (бездействия) заказчика, связанных с неправомерным определением победителя торгов, в части, касающейся прав других участников закупки, закон прямо не предусматривает. Однако, на наш взгляд, последствием нарушения заказчиком требований закона не может быть ограничение прав участников аукциона по сравнению с теми правами, которые имелись бы у них, если бы торги проводились без нарушения установленного порядка. Поэтому, с нашей точки зрения, несмотря на то, что Законом N 44-ФЗ это прямо не предусмотрено, заказчик в данной ситуации не лишен права заключить контракт с участником аукциона, который предложил такую же, как и лицо, неправомерно признанное победителем аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных указанным лицом (разумеется, если заявка такого участника соответствует требованиям документации об аукционе). Более того, заключение контракта с таким участником (если это, конечно, технически возможно по условиям работы электронной площадки) является единственным вариантом, при котором возможно устранить последствия допущенного заказчиком нарушения порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе, предусмотренного Законом N 44-ФЗ.
По существу аналогичные разъяснения приведены в письме Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-105, в котором отмечается, что в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем аукциона в порядке, установленном ч.ч. 9 и 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такой закупки. Несмотря на то что это мнение напрямую не подкреплено указанием закона, оно отвечает смыслу норм Закона N 44-ФЗ, направленных на определение победителя торгов в соответствии с установленными этим законом критериями. Более того, на наш взгляд, приведенное разъяснение косвенно свидетельствует о том, что отсутствие в Законе N 44-ФЗ положений, предусматривающих для приведенной в вопросе ситуации право заказчика заключить контракт с участником аукциона, который предложил такую же, как и победитель, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене, следующие после условий, предложенных победителем, может быть объяснено несовершенством юридической техники.
Подчеркнем, что изложенный вывод является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по этому вопросу заказчик вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
8 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним