Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.07.2015
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение (музей) планирует в рамках проведения персональной выставки понести расходы на изготовление рам для картин (картины на учёте в музее не стоят). Необходимость изготовления рам обусловлена проведением в музее выставки, но и в дальнейшем изготовленные рамы могут быть использованы в деятельности музея. При этом в учреждении также рассматривается вопрос о передаче изготовленных рам после закрытия выставки автору работ. Источником финансового обеспечения указанных расходов являются средства субсидии на иные цели.
По какой статье КОСГУ отразить расходы в данной ситуации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оплату услуг в рамках договора, предметом которого является изготовление из материалов подрядчика нефинансовых активов, которые в дальнейшем могут быть использованы в деятельности учреждения, следует осуществить с применением соответствующей статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на приобретение объектов нефинансовых активов, которые в дальнейшем в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.
При изготовлении из материалов подрядчика (контрагента) объектов имущества, которые могут быть приняты к учету в составе основных средств или материальных запасов, расходы также должны оплачиваться за счет статей 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ или 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ соответственно. А вот при изготовлении объектов нефинансовых активов из материалов заказчика (учреждения) расходы относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Условия отнесения конкретных видов имущества к объектам основных средств приведены в п.п. 38, 39, 41 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). При этом согласно п. 41 Инструкции N 157н одним из условий отнесения объекта к основным средствам является его предназначение для выполнения:
- определенных самостоятельных функций;
- определенной работы.
Кроме того, объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н.
Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев (п. 38 Инструкции N 157н).
Окончательное решение об отнесении конкретных объектов, изготовленных в рамках указанного договора, к основным средствам или материальным запасам может быть принято только соответствующими должностными лицами учреждения исходя из их предназначения и порядка использования. От данного решения будет зависеть и порядок применения статей (подстатей) КОСГУ в рассматриваемой ситуации.
Следует отметить, что Указаниями N 65н предусмотрено отнесение на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ расходов на оплату услуг и работ по организации и проведению разного рода мероприятий путем оформления между заказчиком мероприятия и исполнителем договора на организацию мероприятия, предусматривающего осуществление исполнителем всех расходов, связанных с его реализацией, а также услуг и работ по организации участия в выставках.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение - музей, являясь организатором выставки, приобретает (изготавливает) материальные ценности в целях осуществления своей экспозиционно-выставочной деятельности. Соответственно, осуществление расходов на изготовление рам из материалов подрядчика за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ некорректно.

К сведению:
Принимая решение о передаче изготовленных рам после закрытия выставки автору картин, необходимо учитывать следующее.
На основании п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (смотрите также п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)).
При этом соответствующая сделка по отчуждению имущества не должна выходить за пределы специальной правоспособности учреждения. Бюджетные учреждения обладают специальной правоспособностью, осуществляя гражданские права в соответствии с целями деятельности, ради которой они созданы (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
В то же время основанием перехода вещных прав на имущество к другому лицу в указанном случае будет являться сделка (договор), а договор об отчуждении имущества, не предполагающий встречного предоставления, признается договором дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Учреждение, которому вещь принадлежит на праве оперативного управления, вправе подарить ее только с согласия собственника, если иное не установлено законом (это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости) (п. 1 ст. 576 ГК РФ).
По своему характеру указанная норма п. 1 ст. 576 ГК РФ является специальной по отношению к положениям п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, так как последние направлены на общее регулирование отношений, связанных с распоряжением имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, а п. 1 ст. 576 ГК РФ - на регулирование отношений по распоряжению имуществом лишь одним из возможных способов - посредством дарения. Иными словами, независимо от того, является ли предметом дарения особо ценное или какое-либо другое имущество, передать такое имущество в дар возможно исключительно с согласия собственника.
При этом в случае принятия решения о передаче рам автору работ может стать также вопрос о получении указанным лицом дохода в натуральной форме.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;
- Энциклопедия решений. Согласование списания государственного и муниципального имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

17 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики