Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

31.07.2015
ВОПРОС:
В какой бюджет зачисляются штрафы, предусмотренные ст. 15.11. КоАП РФ "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности", и кто их администрирует, при условии, что нарушение напрямую не связано с налоговым учетом (организацией допущено искажение статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%), протокол составлен должностными лицами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, или уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Полномочия по администрированию доходов в виде денежных взысканий (штрафов) за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.11 КоАП, могут быть закреплены за органами государственной власти (государственными органами) и органами местного самоуправления, должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующей статьей.
2. Суммы денежных взысканий (штрафов) за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.11 КоАП, по нашему мнению, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ в соответствии с положениями пп. 7 п. 1 ст. 46 БК РФ.

Обоснование вывода:
В силу п. 3 ст. 41 БК РФ и п. 5 ст. 3.5 КоАП средства, полученные в результате применения мер административной ответственности, являются неналоговыми доходами бюджетов.
Порядок зачисления в бюджеты различных уровней бюджетной системы РФ сумм денежных взысканий (штрафов), в том числе установленных положениями КоАП, регламентирован положениями ст. 46 БК РФ.
Положениями ст. 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11 КоАП, уполномочены составлять:
- должностные лица налоговых органов (пп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
- должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (пп. 11 п. 2 ст. 28.3 КоАП);
- уполномоченные должностные лица Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП).
Отметим, что ст. 46 БК РФ прямо предусмотрен порядок зачисления сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение налогового и бюджетного законодательства РФ.
Учитывая, что специальный порядок зачисления доходов в виде административных штрафов, предусмотренных ст. 15.11 КоАП, положениями ст. 46 БК РФ не установлен, при этом административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.11 КоАП, не связано с нарушением требований налогового или бюджетного законодательства РФ, такие доходы, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 46 БК РФ, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100%. При этом доходы от штрафов и иных сумм принудительного изъятия, подлежащие зачислению в соответствии со ст. 46 БК РФ в бюджет городского округа с внутригородским делением, могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ в бюджеты внутригородских районов по единым для всех внутригородских районов нормативам отчислений (п. 7 ст. 46 БК РФ).
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.11 КоАП, и, соответственно, принятие решений о наложении денежного взыскания (штрафа) относятся к компетенции судей (п. 1 ст. 23.1 КоАП).
Порядок использования кодов бюджетной классификации для учета доходов в виде денежных взысканий за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.11 КоАП, разъяснен специалистами финансового ведомства в письме от 04.04.2014 N 02-08-07/15307.
В свою очередь, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, коды классификации доходов бюджетов, предназначенные для учета поступлений сумм денежных взысканий (штрафов), закрепляются за органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, казенными учреждениями, находящимися в их ведении, должностные лица которых принимают решения о наложении денежных взысканий (штрафов) за правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также решения о направлении дел на рассмотрение в суд (мировому судье).
Таким образом, полномочия по администрированию доходов в виде денежных взысканий (штрафов) за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.11 КоАП, могут быть закреплены за органами государственной власти (государственными органами), должностные лица которых уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующей статьей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

16 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики