Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

03.08.2015
ВОПРОС:
Имеет ли право работник муниципального учреждения, находясь на больничном по беременности и родам, работать в этом же учреждении по договору гражданско-правового характера (в рамках указанного договора гражданско-правового характера сотрудник планирует оказывать юридические услуги, а также участвовать в работе комиссии по осуществлению закупок)?
Имеет ли право муниципальное учреждение здравоохранения, финансируемое из средств обязательного медицинского страхования, производить оплату этого договора из этих средств?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Работница муниципального учреждения в период нахождения в отпуске по беременности и родам вправе выполнять работы (оказывать услуги) учреждению в рамках гражданско-правового договора.
2. Расходы на оплату юридических услуг, в том числе оказываемых дополнительно привлеченными специалистами ввиду отсутствия штатных сотрудников, могут быть осуществлены за счет средств от приносящей доход деятельности.

Обоснование вывода:
1. Действующее законодательство не содержит запрета на заключение организацией договора гражданско-правового характера со своей работницей, находящейся в отпуске по беременности и родам. В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 421 ГК РФ физические и юридические лица свободны в заключении гражданско-правового договора, а также в определении любых не противоречащих законодательству условий такого договора. На лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера, трудовое законодательство не распространяется (часть восьмая ст. 11 ТК РФ). Таким образом, одновременное существование между сторонами трудового и гражданско-правового договоров не является нарушением закона. Получение женщиной в период отпуска по беременности и родам дохода по гражданско-правовому договору, заключенному с организацией, которая выступает еще и в качестве работодателя, не препятствует назначению пособия по беременности и родам и не может являться основанием для отказа территориальным органом ФСС РФ в возмещении работодателю расходов по выплате работнице пособия по беременности и родам (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2002 N А13-5049/02-20, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 N 17АП-2988/13).
2. Напомним, что средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи. Указанные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Исчерпывающий перечень направлений расходования средств ОМС, входящих в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержится в п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Отметим, что в структуре тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС расходы, связанные с привлечением дополнительных специалистов в целях оказания последними юридических услуг, положениями п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ, а также методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, содержащейся в Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), прямо не предусмотрены.
Как правило, в качестве нецелевого использования средств ОМС квалифицируется оплата за счет средств ОМС расходов, не входящих в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы*(1).
Соответственно, если в структуре тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС возможность осуществления расходов на оплату юридических услуг прямо не предусмотрена, даже несмотря на то, что положения п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ и п. 158.3 Правил N 158н допускают возможность осуществления расходов, связанных с оплатой прочих услуг, которые в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, относятся к подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, осуществление указанных расходов за счет средств ОМС значительно увеличивает риск возникновения разногласий с должностными лицами уполномоченных органов в ходе проведения ими контрольных мероприятий (смотрите, в частности, решение Арбитражного суда Пермского края от 31.01.2011 по делу N А50-21614/2010).
При этом доходами, полученными от приносящей доход деятельности (при соблюдении определенных условий), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Таким образом, расходы на оплату юридических услуг, в том числе оказываемых дополнительно привлеченными специалистами ввиду отсутствия штатных сотрудников, могут быть осуществлены за счет средств от приносящей доход деятельности.

К сведению:
1. Комиссия по осуществлению закупок является коллегиальным органом; ее численность зависит от способа определения контрагента, но не может составлять менее трех человек (ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ). Требования о создании комиссии по осуществлению закупок исключительно из числа работников заказчика ни ст. 39 Закона N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не устанавливают.
2. Контрактный управляющий может быть назначен (либо контрактная служба сформирована) только из числа работников заказчика, то есть лиц, осуществляющих возложенные на них полномочия на основании трудового (а не гражданско-правового) договора. На это обстоятельство указывает в своих разъяснениях и Минэкономразвития России (смотрите, например, письмо от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834, п. 2 письма от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

16 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите, например:
- постановление ФАС УО от 11.01.2012 N Ф09-8757/11 по делу N 31.4А76-704/11;
- постановление ФАС СКО от 01.10.2012 N Ф08-5519/12 по делу N А22-1961/2011.

Все консультации данной рубрики