Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
04.08.2015
- Организацию обязали установить на весь автотранспорт контрольные устройства (тахографы). Стоимость тахографов в зависимости от модели составляет от 39 000 руб. до 41 000 руб.
Срок полезного использования тахографов одинаковый и превышает 12 месяцев. Тахографы являются цифровыми и могут передавать данные на центральный компьютер. У организации уже имеется система слежения (мониторинга) за транспортом. Установка тахографов в данном случае обусловлена требованиями законодательства и направлена на контроль за временем работы водителей.
Может ли организация учитывать в бухгалтерском учёте тахографы как единый инвентарный объект основных средств, или каждый тахограф нужно учитывать как самостоятельный объект основных средств?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Каждый тахограф следует учитывать как самостоятельный объект основных средств.
Обоснование позиции:
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организаций установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01).
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Согласно п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Таким образом, приобретенные в рассматриваемой ситуации тахографы могут быть поставлены на учет в качестве единого инвентарного объекта основных средств только в том случае, если они представляют собой обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Пунктом 6 ПБУ 6/01 определено, что комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Из разъяснений, представленных, например, в письмах Минфина России от 04.09.2007 N 03-03-06/1/639, от 17.11.2006 N 03-03-04/1/772, следует, что единый инвентарный объект возникает в том случае, если составляющие комплекса конструктивно сочлененных предметов не могут функционировать самостоятельно, то есть не могут выполнять свои функции по отдельности (смотрите также письма Минфина России от 03.11.2011 N 03-03-06/1/711, от 02.06.2010 N 03-03-06/2/110, от 06.11.2009 N 03-03-06/4/95).
Судьи приходят к выводу, что в случае, если какие-либо части объекта способны выполнять свои функции как в составе одного комплекса, так и в составе другого комплекса, не смонтированы на одном фундаменте, то они учитываются в качестве отдельных самостоятельных объектов (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2011 N Ф07-8120/11 по делу N А05-11812/2010, ФАС Поволжского округа от 26.01.2010 по делу N А65-8600/2009).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами, то есть техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Согласно п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке", утвержденного приказом Росстандарта от 07.07.2010 N 159-ст, тахограф - это автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения автотранспортного средства, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения.
В соответствии с п. 2 Требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, утвержденным приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 (далее - Требования к тахографам) в состав тахографа входит бортовое устройство и следующие внешние компоненты:
1) карты тахографа (карты);
2) датчик движения;
3) антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (ГНСС);
4) антенна для приема и передачи сигналов GSM/GPRS (в случае включения в состав бортового устройства связного модуля);
5) комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.
Компоненты бортового устройства приведены в п. 3 Требований к тахографам.
Тахограф обеспечивает целостность и достоверность информации, регистрируемой в памяти тахографа в некорректируемом виде, на основе применения квалифицированной электронной подписи, а также возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной в памяти тахографа (п. 5 Требований к тахографам).
Согласно п. 7 Требований к тахографам тахограф, прошедший процедуру активизации, функционирует в следующих режимах:
1) рабочий режим - режим вождения транспортного средства (регистрация режимов движения, труда и отдыха водителей, а также регистрация событий, сбоев, неисправностей), активируется картой водителя;
2) режим контроля - режим проверки деятельности водителя, активируется картой контролера;
3) режим корректировки установочных данных - режим внесения изменений в идентификационные данные тахографа, активируется картой мастерской;
4) режим предприятия - режим проверки деятельности водителя, а также проверки параметров (характеристик) транспортного средства, его пробега и скоростного режима, активируется картой предприятия.
При этом п. 11 Требований к тахографам предусматривает, что тахограф в рабочем режиме обеспечивает:
1) регистрацию следующих видов деятельности водителей: "управление", "работа", "готовность" или "перерыв/отдых";
2) расчет и регистрацию непрерывного времени управления и совокупного времени перерывов в работе водителя;
3) выбор первым или вторым водителем вручную функций: "работа", "готовность" или "перерыв/отдых";
4) автоматическую регистрацию функции "управление" для водителя, управляющего движущимся транспортным средством, и "готовность" для второго водителя;
5) автоматическую регистрацию функции "работа" при остановке транспортного средства в случае его управления одним водителем;
6) регистрацию изменения вида деятельности водителя транспортного средства через 120 секунд после автоматического переключения на функцию "работа" в связи с остановкой транспортного средства;
7) регистрацию в некорректируемом виде данных об изменении вида деятельности водителя.
Совокупность тахографов и центрального компьютера, на который передаются данные с них, с установленным на нем специальным программным обеспечением может быть рассмотрена как единая система, предназначенная осуществлять слежение (мониторинг) за транспортом организации.
Наряду с этим необходимо учитывать, что каждый тахограф может функционировать отдельно, а не только в составе системы, т.е. он может выполнять свои функции самостоятельно. Совокупность тахографов, а также компьютер, на который передаются данные с них, не смонтированы на одном фундаменте (каждый тахограф устанавливается на отдельное транспортное средство). Также в рамках деятельности организации некоторые транспортные средства могут простаивать, что влечет за собой временное неиспользование отдельных тахографов.
Данные обстоятельства, по нашему мнению, свидетельствует о невозможности учета тахографов как единого инвентарного объекта основных средств, поэтому, на наш взгляд, каждый тахограф следует учитывать как самостоятельный объект основных средств.
В заключение также отметим, что абзацем четвертым п. 5 ПБУ 6/01 установлено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
13 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним