Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

04.08.2015
ВОПРОС:
Организация осуществляет закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Обязан ли заказчик в своем Положении о закупке предусмотреть такие требования к участникам закупки, которые предусмотрены ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Или же заказчик имеет право разработать требования к участникам закупки на свое усмотрение?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требования к участникам закупки, предусмотренные заказчиком в положении о закупке и документации о конкретной закупке, не обязательно должны соответствовать требованиям, перечисленным в ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупкам лицами, перечисленными в ч. 2 ст. 1 данного Закона (далее - заказчики). Этот Закон не определяет непосредственно способы закупки, условия их применения и порядок проведения закупки. Закупочная деятельность заказчика регламентируется разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке положением о закупке. Именно этим документом устанавливаются и требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки), условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317).
Это касается и требований, предъявляемых к участникам закупки. За исключением правила ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допускающего установление требования об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 этого Закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Закон N 223-ФЗ (в отличие от Закона N 44-ФЗ) не конкретизирует требования к участникам закупки, которые вправе установить заказчик.
Однако ограничения свободы заказчика в установлении таких требований следуют из ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, устанавливающей принципы закупок. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. А в силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ еще одним из принципов закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Как видим, закон прямо допускает установление заказчиком требований к участникам закупки, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке, требуя только, чтобы эти требования были обоснованными и измеряемыми. При этом закон не обязывает заказчика устанавливать в положении о закупке требования к ее участникам, предусмотренные ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Безусловно, следует учитывать и требования ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение заказчиком при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений действий, ограничивающих конкуренцию. Перечень таких действий, приведенный в этой норме, не является исчерпывающим, и законом не дано исчерпывающего перечня таких действий. Однако из анализа действий, перечисленных в указанной части, в том числе конкретно в п. 2 (координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участникам преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации), подпадающих под запрет, видно, что запрет по существу установлен на предварительный, до проведения торгов, запроса котировок, выбор заказчиком желаемого контрагента и обеспечение его победы при создании видимости конкуренции.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет требования к участникам закупки (для тех или иных способов закупки, закупки тех или иных видов товаров, работ, услуг) и перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям в положении о закупке, учитывая лишь ограничения, вытекающие из законодательства. В документации о конкретной закупке такие требования и перечень таких документов устанавливаются в соответствии с положением о закупке (смотрите также раздел 8 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

15 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики