Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

04.08.2015
ВОПРОС:
При проведении контрольного мероприятия в отношении объекта контроля органу внутреннего государственного финансового контроля иногда необходимо для установления целевой направленности бюджетных средств контактировать с физическими лицами, например с льготополучателями. Допустим такую ситуацию, что орган проверяет казенное учреждение (это орган исполнительный власти), которое предоставляет на основании законодательства льготополучателям бесплатные услуги. И для установления достоверности факта, что данное казенное учреждение надлежащим образом исполняет свои функции, органу внутреннего государственного финансового контроля необходимо в данном случае вступить во взаимодействие с данными льготополучателями с целью выяснить, действительно ли они получали эти услуги.
Могут ли органы внутреннего государственного финансового контроля взаимодействовать с физическими лицами (льготополучателями) с целью подтверждения достоверности направления бюджетных средств на соответствующие цели?
ОТВЕТ:

Положениями бюджетного законодательства не установлен детальный порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за исполнением публичных обязательств перед физическим лицом, в том числе подлежащих исполнению в денежной форме.
В силу статей 266.1 и 267.1 БК РФ при проведении выездных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, могут направляться запросы о представлении информации, документов и материалов в адрес объекта контроля, в отношении которого проводится встречная проверка. В то же время в исчерпывающем перечне объектов государственного (муниципального) финансового контроля физические лица, в отношении которых установлены публичные обязательства, в том числе являющиеся получателями выплат в рамках исполнения публичных нормативных обязательств, не поименованы (п. 1 ст. 266.1 БК РФ).
Отметим, что на федеральном уровне обязанность и, соответственно, детальный порядок взаимодействия должностных лиц с физическими лицами, в отношении которых законом или иным нормативным правовым актом установлены публичные обязательства, в том числе являющимися получателями выплат за счет средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств, положениями Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), и Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н (далее - Регламент N 18н), не установлены.
По общему правилу при выявлении обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (смотрите, в частности, п. 78 Правил N 1092, п. 106 Регламента N 18н). При этом в случаях выявления факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, должностные лица, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, обязаны направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт (смотрите, например, пп. "д" п. 11 Правил N 1092, пп. "е" п. 10 Регламента N 18н).
Для случаев, когда документально подтвержденной информации, предоставленной объектом контроля в целях подтверждения исполнения публичных обязательств перед физическим лицом, недостаточно либо представленные документы ставят под сомнение законность осуществленных выплат в пользу физического лица, при отсутствии в действующем законодательстве запрета на запрос информации в целях подтверждения факта получения физическим лицом выплат за счет средств бюджета публично-правового образования либо оказания в его пользу соответствующих услуг, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом, детальный порядок взаимодействия должностных лиц с указанными физическими лицами может быть регламентирован нормативным правовым актом субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающим порядок осуществления полномочий органами государственного (муниципального) финансового контроля соответствующего публично-правового образования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

16 июля 2015 г.

Все консультации данной рубрики