Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
04.08.2015
- При проведении контрольного мероприятия в отношении объекта контроля органу внутреннего государственного финансового контроля иногда необходимо для установления целевой направленности бюджетных средств контактировать с физическими лицами, например с льготополучателями. Допустим такую ситуацию, что орган проверяет казенное учреждение (это орган исполнительный власти), которое предоставляет на основании законодательства льготополучателям бесплатные услуги. И для установления достоверности факта, что данное казенное учреждение надлежащим образом исполняет свои функции, органу внутреннего государственного финансового контроля необходимо в данном случае вступить во взаимодействие с данными льготополучателями с целью выяснить, действительно ли они получали эти услуги.
Могут ли органы внутреннего государственного финансового контроля взаимодействовать с физическими лицами (льготополучателями) с целью подтверждения достоверности направления бюджетных средств на соответствующие цели?
Положениями бюджетного законодательства не установлен детальный порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за исполнением публичных обязательств перед физическим лицом, в том числе подлежащих исполнению в денежной форме.
В силу статей 266.1 и 267.1 БК РФ при проведении выездных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля, могут направляться запросы о представлении информации, документов и материалов в адрес объекта контроля, в отношении которого проводится встречная проверка. В то же время в исчерпывающем перечне объектов государственного (муниципального) финансового контроля физические лица, в отношении которых установлены публичные обязательства, в том числе являющиеся получателями выплат в рамках исполнения публичных нормативных обязательств, не поименованы (п. 1 ст. 266.1 БК РФ).
Отметим, что на федеральном уровне обязанность и, соответственно, детальный порядок взаимодействия должностных лиц с физическими лицами, в отношении которых законом или иным нормативным правовым актом установлены публичные обязательства, в том числе являющимися получателями выплат за счет средств бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств, положениями Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), и Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного приказом Минфина России от 20.03.2014 N 18н (далее - Регламент N 18н), не установлены.
По общему правилу при выявлении обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), материалы направляются для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (смотрите, в частности, п. 78 Правил N 1092, п. 106 Регламента N 18н). При этом в случаях выявления факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, должностные лица, осуществляющие контроль в финансово-бюджетной сфере, обязаны направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт (смотрите, например, пп. "д" п. 11 Правил N 1092, пп. "е" п. 10 Регламента N 18н).
Для случаев, когда документально подтвержденной информации, предоставленной объектом контроля в целях подтверждения исполнения публичных обязательств перед физическим лицом, недостаточно либо представленные документы ставят под сомнение законность осуществленных выплат в пользу физического лица, при отсутствии в действующем законодательстве запрета на запрос информации в целях подтверждения факта получения физическим лицом выплат за счет средств бюджета публично-правового образования либо оказания в его пользу соответствующих услуг, предусмотренных законом или иным нормативным правовым актом, детальный порядок взаимодействия должностных лиц с указанными физическими лицами может быть регламентирован нормативным правовым актом субъекта РФ (органа местного самоуправления), устанавливающим порядок осуществления полномочий органами государственного (муниципального) финансового контроля соответствующего публично-правового образования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
16 июля 2015 г.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним