Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

13.08.2015
ВОПРОС:
Муниципальное унитарное предприятие получает денежные средства за предоставляемые услуги (собственные средства). Применяется контрольно-кассовая техника.
Нужно ли сдавать денежные средства в банк, если лимит кассы не установлен?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отсутствии лимита остатка наличных денежных средств вся образовавшаяся на конец рабочего дня сумма наличных может рассматриваться как накопление юридическим лицом в кассе наличных денег сверх установленного лимита.

Обоснование вывода:
В настоящее время юридические лица осуществляют ведение кассовых операций на основании указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указание).
Так, согласно абзацу 2 п. 2 Указания юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег.
Юридическое лицо хранит денежные средства сверх установленного лимита остатка наличных денег на банковских счетах в банках. Накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплат социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (абзацы 7-9 п. 2 Указания).
В то же время субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег вправе не устанавливать (пп. 10 п. 2 Указания).
В целях применения Указания под субъектами малого предпринимательства понимаются юридические лица, отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (абзац второй п. 1 Указания).
В свою очередь в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в частности, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий).
Следовательно, муниципальное унитарное предприятие к субъектам малого предпринимательства не относится. Поэтому, по нашему мнению, такая организация обязана устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.
Частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за следующие нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций:
- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;
- несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
- накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Как видим, фактически перечень нарушений, перечисленных в части 1 ст. 15.1 КоАП, ограничен и не подразумевает расширительного толкования.
Такой вид нарушения, как отсутствие расчета лимита остатка наличных денег, в указанном перечне отсутствует. В связи с этим мы придерживаемся позиции, что отсутствие такого расчета в рассматриваемом случае не является нарушением, за совершение которого налагается административный штраф.
Отметим, что в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2013 N 11АП-2516/13 судьи все же пришли к выводу о том, что отсутствие определенного лимита остатка денежных средств наряду с неведением кассовой книги образуют правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
При отсутствии установленного лимита остатка наличных денег необходимо учитывать следующее.
Арбитражная практика свидетельствует (смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 N 09АП-1435/15, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 N 11АП-107/14, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 N 12АП-10023/11), что при отсутствии лимита остатка наличных денег вся образовавшаяся сумма остатка наличных денег на конец рабочего дня является накоплением юридическим лицом в кассе наличных денег сверх установленного лимита.
На основании части 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, а на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Отметим, что в указанных судебных решениях судьи ссылались на нормы утративших в настоящее время силу нормативных актов Банка России (Положение Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", Положение ЦБР от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации").
Разъяснениями Банка России, а также судебными решениями, основанными на нормах Указания, применительно к анализируемой ситуации мы не располагаем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

30 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики