Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

14.08.2015
ВОПРОС:
Организация является арендодателем по договору аренды.
Инвентаризация имущества проводится в следующих случаях:
- когда ее проведение обязательно в соответствии с действующим законодательством;
- в иных случаях по решению руководителя организации.
Инвентаризация имущества, сдаваемого в аренду, относится к числу обязательных (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Как арендодатель должен отразить в инвентаризационной описи фактическое наличие основного средства, переданного в аренду? Надо ли для этого запрашивать у арендатора оформленную им инвентаризационную опись?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При проведении инвентаризации имущества (в том числе и переданного в аренду) в организации создается инвентаризационная комиссия. Состав комиссии определяется организацией самостоятельно путем включения в нее лиц, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для достижения основных целей инвентаризации. При этом положений об обязательном присутствии арендатора либо арендодателя при проведении инвентаризации имущества, переданного (полученного) в аренду, законодательство не устанавливает.
Арендодатель (как и арендатор) по имуществу, переданному в аренду, должен составить отдельную опись (либо акт). Полагаем, в данной описи (акте) в графе о фактическом наличии основного средства арендодатель сделает ссылку на договор аренды и (или) акт приема-передачи имущества. Законодательством не установлено требование о наличии у арендодателя инвентаризационной описи (акта), оформленной арендатором, подтверждающей фактическое наличие имущества. В то же время мы не исключаем целесообразность запроса арендодателем у арендатора инвентаризационной описи (акта), подтверждающей фактическое наличие имущества.

Обоснование вывода:
Активы и обязательства подлежат инвентаризации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ; п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н); п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания)).
Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены п. 27 Положения N 34н (смотрите также п. 1.5 Методических указаний). В частности, проведение инвентаризации обязательно при передаче имущества организации в аренду. То есть организация должна провести инвентаризацию при принятии решения передать имущество в аренду.
В то же время инвентаризация имущества является одним из обязательных мероприятий, предшествующих составлению годовой отчетности.
При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 1.4 Методических указаний). То есть посредством проведения инвентаризации в организации осуществляется контроль над сохранностью имущества.
Порядок проведения инвентаризации подробно изложен в Методических указаниях.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам (п. 1.3 Методических указаний).
То есть в рассматриваемом случае проводить инвентаризацию переданного в аренду имущества должен как арендодатель (основного средства, числящегося на его балансе), так и арендатор (имущества, не принадлежащего ему, но числящегося в бухгалтерском учете на забалансовом счете).
Исходя из п.п. 2.2, 2.3 Методических указаний для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Иными словами, состав комиссии определяется организацией самостоятельно путем включения в нее лиц, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для достижения основных целей инвентаризации. При этом положений об обязательном присутствии арендатора либо арендодателя при проведении инвентаризации имущества, переданного (полученного) в аренду, законодательство не устанавливает.
Согласно пп. "в" п. 3.1 Методических указаний до начала инвентаризации рекомендуется проверить, в частности, наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
То есть в данном случае до начала инвентаризации как арендодатель, так арендатор должны иметь в наличии договор аренды и акт приема-передачи имущества в аренду (при оформлении).
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Примерные формы описей и актов приведены в приложениях N 6-18 к Методическим указаниям (п. 2.5 Методических указаний).
Напомним, с 1 января 2013 года все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм экономические субъекты могут в качестве образца использовать, например, унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. Таким образом, для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов организация может разработать бланки первичной учетной документации на основе форм, прилагаемых к Методическим указаниям, либо типовых форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Главное, чтобы они содержали все необходимые реквизиты, установленные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В соответствии с п. 3.7. Методических указаний одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись (смотрите также п. 2.11 Методических указаний), в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.
Таким образом, в рассматриваемом случае арендодатель (как и арендатор) по имуществу, переданному в аренду, должен составить отдельную опись (либо акт). В данной описи (акте), полагаем, в графе о фактическом наличии имущества арендодатель сделает ссылку на договор аренды и (или) акт приема-передачи основного средства. При этом законодательством не установлено требование о наличии у арендодателя инвентаризационной описи (акта), оформленной арендатором, подтверждающей фактическое наличие имущества. То есть, как Вы правильно заметили, в данном случае "проводится документальная инвентаризация". В то же время мы не исключаем целесообразность запроса арендодателем у арендатора инвентаризационной описи (акта), подтверждающей фактическое наличие имущества (смотрите, например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 N 11АП-16309/14).
В то же время, напомним, арендатор отвечает за сохранность имущества, переданного в аренду, и должен его вернуть арендодателю (ст. 606, п. 2 ст. 616, ст. 622 ГК РФ).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Акт приема-передачи имущества в аренду;
- Энциклопедия решений. Инвентаризация для целей бухгалтерского учета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

30 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики