Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

14.08.2015
ВОПРОС:
В мае 2015 года по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" бюджетное учреждение здравоохранения заключило контракт на полугодие на поставку овощей.
На данный момент заказчик, проведя мониторинг цен, считает, что стоимость овощей по контракту завышена от их стоимости на рынке в десятки раз (например, кабачки по контракту стоят 100 руб. за кг, а средняя розничная цена в магазине - 15-20 руб. за кг).
Заказчик предложил поставщику значительно снизить цену до уровня реальной средней цены, поставщик отказался. Тогда заказчик предложил расторгнуть договор по соглашению сторон, поставщик также отказался. Поставщик требует, чтобы заказчик исполнял обязательства по контракту и покупал данную продукцию на тех условиях, на которых был заключен контракт.
Какие есть основания для расторжения данного контракта (в том числе в одностороннем порядке, так как поставщик отказывается от расторжения договора по соглашению сторон)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе отказаться от исполнения контракта на поставку товара в одностороннем порядке только в связи с существенным нарушением контракта поставщиком. При наличии условий, предусмотренных п. 2 ст. 451 ГК РФ, контракт может быть расторгнут по решению суда в связи с существенным изменением обстоятельств.

Обоснование вывода:
По смыслу ч. 14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) односторонний отказ заказчика от контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, возможен лишь в случаях нарушения поставщиком условий контракта и ненадлежащего исполнения предусмотренных контрактом обязательств.
Частью 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что в зависимости от существа заключенного контракта (на поставку товара) наличие оснований для одностороннего отказа от его исполнения должно определяться исходя из положений ГК РФ о договоре поставки и при условии, что это было предусмотрено контрактом.
В свою очередь, пунктами 1, 2 ст. 523 ГК РФ возможность одностороннего отказа заказчика от договора поставки обусловлена наличием существенных нарушений договора со стороны поставщика, а именно поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, и неоднократное нарушение сроков поставки товаров. При этом отсутствие у покупателя достаточных средств для исполнения предусмотренных договором обязательств, сокращение финансирования, закупка товара по цене, которая значительно превышает цену такого же товара на рынке, и иные подобные обстоятельства не являются в соответствии с положениями главы 30 ГК РФ основанием для одностороннего отказа покупателя от исполнения договора поставки.
Следовательно, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ договор (контракт) поставки может быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке только в связи с существенным нарушением договора поставщиком. Заказчик может лишь обратиться к поставщику с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон (расторжение контракта при этом является правом, а не обязанностью поставщика)*(1).
Кроме того, при наличии условий, предусмотренных п. 2 ст. 451 ГК РФ, контракт может быть расторгнут по решению суда в связи с существенным изменением обстоятельств, что допускается ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Так, например, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.04.2015 N Ф05-3835/15 суд расценил прекращение финансирования бюджетного учреждения на приобретение им оборудования по договору поставки, заключенному по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, как существенное изменение обстоятельств, в связи с чем судом было принято решение о расторжении договора согласно п. 2 ст. 451 ГК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия

Ответ прошел контроль качества

31 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Возможность изменения условий контракта (но не отказа от исполнения контракта) в связи с сокращением финансирования предусмотрена Законом N 44-ФЗ лишь для казенных учреждений. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 95 этого Закона при уменьшении ранее доведенных до заказчика, как получателя бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств заказчик обязан обеспечить согласование новых условий контракта (смотрите также ст. 161 БК РФ).

Все консультации данной рубрики