Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
14.08.2015
- Является ли основанием для изменения балансовой стоимости здания установка локальной вычислительной сети при проведении капитального ремонта здания, находящегося в собственности бюджетного учреждения?
Как принять к учету монтаж и установку локальной вычислительной сети при проведении капитального ремонта здания, не находящегося на балансе бюджетного учреждения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Установка локальной вычислительной сети при проведении капитального ремонта не является основанием для изменения первоначальной (балансовой) стоимости здания.
Затраты, связанные с монтажом локальной вычислительной сети (стоимость работ по монтажу, а также стоимость приобретенных и вмонтированных исполнителем в стены и потолки здания расходных материалов (короба, провода, розетки и т.д.), списываются на расходы (затраты) текущего финансового года. Отдельные элементы сети, относящиеся к основным средствам, при приемке выполненных работ по монтажу локальной сети подлежат учету в качестве самостоятельных объектов основных средств.
Обоснование вывода:
Согласно п. 27 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится лишь в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов. То есть эта норма фактически содержит закрытый перечень оснований для изменения первоначальной стоимости основного средства.
Работы по установке (монтажу) в здании в ходе его эксплуатации (ремонта, в том числе капитального) локальных вычислительных сетей, систем сигнализации и других подобных объектов по общему правилу не могут рассматриваться в качестве работ по реконструкции объекта недвижимости, учитывая применяемое в настоящее время определение понятия "реконструкция объектов капитального строительства" (смотрите, например, п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, письмо Минфина России от 24.10.2013 N 02-06-010/45052, п. 2 ст. 257 НК РФ). Обосновывается это тем, что при осуществлении таких работ, как правило, не происходит существенного изменения параметров объекта капитального строительства, повышения технического уровня и экономических характеристик объекта недвижимости.
На протяжении последних лет специалистами финансового ведомства неизменно предлагается следующий порядок учета при установке (монтаже) в зданиях соответствующих сетей или систем (смотрите, например, письма Минфина России от 30.12.2014 N 02-07-10/69030, от 11.11.2013 N 02-05-010/48138, от 14.12.2012 N 02-06-10/5196, от 04.06.2010 N 02-06-10/2058):
1. Затраты, связанные с монтажом системы (стоимость работ по монтажу, а также стоимость приобретенных и вмонтированных исполнителем в стены и потолки здания расходных материалов (короба, провода, розетки и т.д.), должны списываться на расходы (затраты) текущего финансового года.
2. Отдельные элементы системы (сети), относящиеся к основным средствам в соответствии с критериями, установленными Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), при приемке выполненных работ по установке (монтажу) локальной сети или системы подлежат учету в качестве самостоятельных объектов основных средств.
При определении возможности учета отдельных элементов (частей) локальной сети в качестве самостоятельных объектов основных средств комиссии по поступлению и выбытию активов необходимо учитывать, что в соответствии с п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств являются объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.
При этом существенным условием признания отдельных частей конструктивно-сочлененного объекта в качестве самостоятельных инвентарных объектов является разный срок полезного использования этих частей.
Кроме того, по нашему мнению, необходимо также учитывать, что:
- должна иметься принципиальная возможность использования элемента (части) системы вне объекта имущества как единого обособленного комплекса;
- функциональное предназначение отдельного элемента (части) системы не должно являться неотъемлемой частью функционирования объекта имущества как единого обособленного комплекса.
Окончательное решение об учете отдельных элементов смонтированной в здании локальной сети (системы) в качестве отдельных инвентарных объектов может быть принято только должностными лицами учреждения на основе их профессиональных суждений, основанных на документально подтвержденной информации о конкретном факте хозяйственной жизни и характеристиках монтируемого оборудования.
Как правило, конструктивные элементы соответствующих сетей и систем имеют разный срок полезного использования. Поэтому мы считаем, что к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов могут приниматься отдельные элементы систем, соответствующие критериям отнесения нефинансовых активов к основным средствам.
Условия отнесения конкретных видов имущества к объектам основных средств приведены в п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. Кроме того, по общему правилу объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н.
Любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Именно поэтому специалисты финансового ведомства указывают: такие решения относятся к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, в частности, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
В том случае, если смонтированная учреждением по соответствующему договору локальная сеть (система сигнализация и т.п.) не содержит элементов, которые подлежат отдельному инвентарному учету в составе основных средств, затраты учреждения на монтаж этой сети, системы (в том числе и стоимость проводов, розеток и т.п.) следует относить на расходы (затраты) текущего финансового года, в связи с чем новые объекты нефинансовых активов у учреждения не появляются. Стоимость работ по ремонту систем, не выделенных в качестве отдельных объектов учета, списывается на расходы (затраты) учреждения с применением кода 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (письмо Минфина России от 01.09.2014 N 02-02-07/43705).
Обратите внимание, Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н, размещенным на сайте Минфина России: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/bu_gs/budgetaccounting/, предусматривается дополнить п. 45 Инструкции N 157н абзацем следующего содержания: "внутренние сигнализационные сети входят в состав здания и отдельным инвентарным объектом не являются, к основным средствам относятся только приборы и аппаратура сигнализационных систем". И хотя локальные вычислительные сети прямо не упомянуты в будущей редакции указанной нормы, мы считаем, что такой порядок может быть распространен и на них.
Так как порядок учета локальных вычислительных сетей на сегодняшний день прямо не урегулирован положениями Инструкции N 157н, его желательно утвердить в учетной политике учреждения (п. 6 Инструкции N 157н).
Отметим, что рекомендованный порядок учета установки локальной вычислительной сети при проведении капитального ремонта не зависит от того, как учитывается само здание: на балансе учреждения или же на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Также рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Особенности учета отдельных видов основных средств в госучреждениях;
- Энциклопедия решений. Учет неотделимых улучшений арендованных госучреждением объектов недвижимости.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Ответ прошел контроль качества
30 июля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним