Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

18.08.2015
ВОПРОС:
Подпункт "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" содержит описание возможности увеличения предусмотренного контрактом объема товаров, работ, услуг, но не более чем на 10% цены контракта.
В случае, если контракт заключен на поставку нескольких позиций товара, а существует потребность в увеличении лишь одной из них, законным ли будет заключение дополнительного соглашения на увеличение объема поставки по одной из позиций контракта на 10% от общей стоимости товаров (цены контракта)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны контракта не вправе увеличить количество отдельных видов товара (позиций) и, соответственно, цену отдельных видов товара (позиций), оставив прочие позиции неизменными. Условие контракта о количестве товаров может быть изменено только путем пропорционального изменения количества всех предусмотренных контрактом товаров (позиций) и цены контракта.

Обоснование позиции:
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) допускается внесение изменений в контракт по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Ни приведенной нормой, ни иными положениями Закона N 44-ФЗ прямо не установлено, что если контракт предусматривает поставку (выполнение, оказание) нескольких позиций товаров (работ, услуг), то условие контракта о количестве товаров (работ, услуг) может быть изменено только путем пропорционального увеличения или уменьшения каждой позиции товара (работы и услуги), предусмотренного контрактом. В связи с этим на практике существует подход, допускающий возможность изменения не более чем на 10% количества и стоимости отдельных позиций, предусмотренных контрактом (смотрите, например, разъяснения на сайте Госзаказа Липецкой области по ссылке: http://tpl.admlr.lipetsk.ru/cms/chapter.do?cache=1&chapterId=6, а также на сайте Комитета государственных закупок Мурманской области по ссылке: http://goszakaz.gov-murman.ru/contact/FAQ/Otvet.php).
Вместе с тем, как нам представляется, формулировка пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 (в том числе обороты "увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги" и "уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги", а также указание на то, что цена единицы товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта) свидетельствует о том, что речь в этом подпункте идет обо всех товарах, работах, услугах, предусмотренных контрактом. Это вытекает из того, что согласно Закону N 44-ФЗ контрактом устанавливается единая цена всех приобретаемых товаров. Очевидно, что в тех случаях, когда контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товаров, применение предусмотренного пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ способа определения цены единицы товара, во-первых, предполагает необходимость сложения предусмотренного контрактом количества товаров (в рассматриваемой ситуации - товаров разных позиций), а во-вторых, если цены предусмотренных контрактом товаров (позиций) различаются, позволяет определить лишь среднюю цену единицы товара. Именно эта цена (а не цена конкретного товара) должна использоваться при изменении условия контракта о количестве товаров. Следовательно, формальное прочтение пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предполагает, что в предусмотренном этой нормой порядке условие контракта о количестве товаров может быть изменено только путем пропорционального изменения количества всех предусмотренных контрактом товаров (позиций) и цены контракта.
В заключение отметим, что и ранее, разъясняя порядок применения по существу аналогичной ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", официальные органы придерживались позиции, что пропорциональное изменение количества товара и цены контракта, предусмотренное данной нормой, возможно только при одновременном одинаковом изменении количества всех товаров и общей стоимости (смотрите ответы на вопросы 5 и 6 письма Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2007 NN 16811-АП/Д04, 8035-ВС и /ИА/20555 "О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения", письмо Министерства экономического развития РФ от 08.09.2009 N Д05-4388 "О разъяснении вопросов, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ", п. 2 письма Министерства экономического развития РФ от 20.02.2009 N Д05-926 "О разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ" (разъяснения по вопросам 5 и 7)).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

28 июля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики