Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

20.08.2015
ВОПРОС:
В связи с внесением изменений Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вправе ли заказчик указывать в аукционной документации требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно во второй части заявки на участие в электронном аукционе представить декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3-10 части 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (то есть дополнительно о соответствии п. 10 части 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ)?
Должен ли участник электронного аукциона указывать в декларации соответствие требованию, установленному п. 10 части 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
После 13 августа 2015 года заказчик обязан устанавливать в извещении о закупке и документации о закупке, что участники закупки должны соответствовать требованию, установленному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Обязанности участника закупки декларировать свое соответствие этому требованию законом не установлено.
В целях допуска к участию в электронном аукционе проверка соответствия участника закупки указанному требованию осуществляется оператором электронной площадки при аккредитации участника закупки на такой площадке.

Обоснование вывода:
Действительно, Федеральный закон от 13.07.2015 N 227-ФЗ (далее - Закон N 227-ФЗ), вступающий в силу 13 августа 2015 года*(1), дополнил установленный ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) перечень единых требований к участникам закупки новым требованием о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, вводимый Законом N 227-ФЗ).
Определение офшорной компании дается в п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 227-ФЗ, согласно которой участником закупки не может являться офшорная компания - юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и представления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц.
Требования, установленные ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, по смыслу данной нормы и ч. 7 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, предъявляются ко всем участникам закупки. В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ информация об установленных в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Однако требования о декларировании участником закупки своего соответствия требованию, установленному п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, закон не вводит.
В силу прямого указания ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 227-ФЗ комиссия по осуществлению закупок обязательно проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, во всех случаях, за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора, когда комиссия по осуществлению закупок вправе (но не обязана) проверять соответствие этому требованию. При этом данная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям.
Обязанность проверки участника закупки на соответствие требованию п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ вводится для оператора электронной площадки при аккредитации участника закупки на такой площадке (ч. 8.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, вводимая Законом N 227-ФЗ). Одновременно перечень основания для отказа в аккредитации на электронной торговой площадке, данный ч. 6 ст. 61 Закона N 44-ФЗ, дополняется указанием на то, что участник закупки является офшорной компанией.
Кроме того, с 13 августа 2015 года оператор обязан прекратить действие аккредитации на электронной площадке участника, не соответствующего требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (являющегося офшорной компанией). При этом прекращается блокирование денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (ч. 2 ст. 2 Закона N 227-ФЗ).

К сведению:
В силу ч. 3.1 ст. 73, ч. 5.1 ст. 80 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 227-ФЗ участники запроса котировок, предварительного отбора, подающие заявки на участие в соответствующих процедурах, считаются представившими заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

7 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Закон N 227-ФЗ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования (п. 1 ст. 2 этого Закона). Впервые текст Закона N 227-ФЗ был опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 июля 2015 года, соответственно, изменения, внесенные Законом N 227-ФЗ, вступят в силу 13 августа 2015 года.

Все консультации данной рубрики