Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

24.10.2011
ВОПРОС:
С 1 января 2011 года учреждению присвоен статус бюджетного учреждения нового типа. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется путем предоставления субсидий из краевого бюджета на лицевой счет для выполнения государственного задания. Сотрудник учреждения воспользовался служебным телефоном для личных разговоров. После получения счета-фактуры и распечатки от оператора связи была установлена сумма задолженности сотрудника. Он внес деньги в кассу, после чего они были внесены на лицевой счет на восстановление кассового расхода.
Как отразить операции по восстановлению сотрудником расходов бюджетного учреждения согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н?
ОТВЕТ:

Согласно п.п. 24, 25 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310, услуги телефонной связи оказываются на основании возмездного договора, сторонами по которому выступают юридическое лицо (гражданин, индивидуальный предприниматель) и оператор связи.
Таким образом, в рассматриваемом случае бюджетное учреждение-абонент обоснованно произвело оплату услуг связи.
Принимая денежные средства от сотрудника за осуществленные им личные телефонные переговоры бюджетное учреждение не реализует ему услуги связи, а только получает возмещение своих расходов (не связанных с деятельностью учреждения).
Обратите внимание: к подобным выводам приходят и отдельные специалисты уполномоченных органов1.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), не содержит конкретных бухгалтерских записей, которыми могут быть отражены в рассматриваемой ситуации операции во восстановлению сотрудником расходов учреждения.
В то же время ранее специалистами Минфина России в письме от 26.10.2006 N 02-14-10а/2851 (далее - Письмо N 02-14-10а/2851) рассматривался вопрос отражения в учете учреждения (получателя бюджетных средств) операций по восстановлению расходов учреждения на оплату услуг связи.
Схема бухгалтерских записей, приведенная в Письме N 02-14-10а/2851, активно использовалась в последние годы и независимыми экспертами2.
При этом специалисты финансового ведомства и независимые эксперты делали следующие выводы:

  • денежные средства, внесенные сотрудником, можно рассматривать в качестве восстановления фактических и кассовых расходов учреждения по подстатье 221 "Услуги связи" КОСГУ;
  • отражение данного восстановления может быть отражено в учете путем уменьшения финансового результата учреждения (по расходам).

Напомним, что начиная с 1 января 2011 года установлены общие способы и правила организации и ведения бухгалтерского учета как для получателей бюджетных средств, так и для бюджетных, автономных учреждений (смотрите п. 1 "Инструкции...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Поэтому в рассматриваемой ситуации рекомендации специалистов финансового ведомства и независимых экспертов, изложенные в упоминаемых выше разъяснениях, по нашему мнению, могут быть учтены и при построении схемы бухгалтерских записей в рамках Инструкции N 174н.
Вместе с тем бухгалтерская запись: Дебет 020134510 Кредит 040120221, отражающая внесение сотрудником учреждения денежных средств в кассу в счет возмещения стоимости личных телефонных переговоров, в рассматриваемой ситуации представляется нам некорректной.
Дело в том, что, во-первых, положениями Инструкции N 174н не предусмотрена возможность прямой корреспонденции счетов учета денежных средств и счетов, предназначенных для учета финансового результата (смотрите, например, п.п. 72, 84 Инструкции N 174н). Иными словами, подразумевается, что восстановление ранее произведенных расходов должно осуществляться с использованием "промежуточных" счетов - счетов по учету расчетов.
Во-вторых, в отдельных случаях процесс расчетов по возмещению части расходов учреждения на оплату стоимости телефонных переговоров может занимать значительный отрезок времени (необходимо будет выявить факт осуществления личных переговоров сотрудником, принять решение о погашении задолженности; принять денежные средства в кассу) и, следовательно, учреждению необходимо обеспечить учет возникшей задолженности сотрудника и контролировать ее состояние.
Учет такой задолженности может осуществляться, например, на отдельном аналитическом счете счета 021005000 "Расчеты с прочими дебиторами"3.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации бюджетным учреждением могут использоваться следующие корреспонденции:
1. Дебет 421005560 Кредит 440120221
- отражена задолженность сотрудника по возмещению личных телефонных разговоров;
2. Дебет 420134510 Кредит 421005660
- в кассу учреждения сотрудником внесены денежные средства в счет возмещения стоимости личных телефонных разговоров;
3. Дебет 421003560 Кредит 420134610
- по объявлению денежные средства из кассы внесены на лицевой счет учреждения;
4. Дебет 420111510 Кредит 421003660
- средства зачислены на лицевой счет учреждения (одновременно отражается уменьшение на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения" по подстатье 221 КОСГУ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

6 октября 2011 г.

.


1 Вопрос: Сотрудник бюджетного учреждения с ведома руководителя воспользовался междугородной связью в личных целях. Налоговый инспектор считает, что возмещения средств в кассу учреждения (восстановление кассовых расходов) недостаточно. По его мнению, учреждение оказало услугу своему сотруднику и возникает как минимум объект налогообложения по НДС. Правильно ли такое суждение? Учреждение внебюджетной деятельностью не занимается. ("Ваш бюджетный учет", N 11, ноябрь 2007 г.).
2 Смотрите, например, материалы:
"Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер?" (издание дополненное, под общ. ред. Ю.А. Васильева) ("Аюдар Пресс", Система ГАРАНТ, 2010 г.);
"Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2010 N 03-03-06/2/178" (О.И. Волкова, "Оплата труда в бюджетном учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 12, декабрь 2010 г.).
3 Данный счет предназначен для учета расчетов с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов (п. 235 Инструкции N 157н).

Все консультации данной рубрики