Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
24.08.2015
- Бюджетная организация ведет строительство лабораторного корпуса. На строительство вышестоящая организация выделяет средства федерального бюджета, за которые учреждение каждый квартал отчитывается. Подрядчики нарушили условия договора и теперь по условиям договора должны выплатить пени, которые перечислят на целевой счет учреждения.
Учреждению переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов.
Как учреждение может потом использовать эти денежные средства (купить что-либо на эти денежные средства или перечислить их в доход бюджета)?
По какому коду КОСГУ учитывать сумму пени? Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы неустоек, начисленных в рамках контрактов по переданным полномочиям, признаются доходом соответствующего бюджета.
Обоснование вывода:
1. Согласно действующему бюджетному законодательству орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, может производить финансирование учреждений на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимости путем осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.
Соответствующими правовыми актами, принятыми в публично-правовом образовании, может быть предусмотрено расходование средств бюджетных инвестиций (ст. 79 БК РФ) путем заключения контрактов на капстроительство бюджетными учреждениями, которым орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, передает полномочия заказчика по заключению и исполнению контрактов от лица указанного органа.
Бюджетное учреждение, которому переданы полномочия заказчика, заключает контракт от имени публично-правового образования в лице органа-учредителя (получателя бюджетных средств) (смотрите, например, п. 4.1.1 совместного письма Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2013 N 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897 (далее - письмо N 02-02-005/58618)).
В этом случае учреждения обязаны обеспечить ведение бюджетного учета в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, а также формирование бюджетной отчетности.
Ведение учета и составление отчетности осуществляются от имени публично-правового образования в лице органа-учредителя, передавшего полномочия, в порядке, установленном Минфином России для получателей бюджетных средств. При этом главная книга, иные бухгалтерские регистры, формируемые бюджетным учреждением от имени органа, передавшего полномочия, ведутся обособленно. Такой вывод следует из п.п. 11.1.1, 11.1.3, 12.1.1 письма N 02-02-005/58618.
2. Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, независимой гарантией, задатком обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором (п. 1 ст. 329 Гражданского кодекса РФ). Неустойкой, в данном случае - пеней, признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Бюджетные учреждения, согласно п.п. 5, 6 ст. 123.22 и п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
- соответствующего недвижимого имущества.
В свою очередь, согласно действующему бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий.
Таким образом, пени и штрафы, поступающие в бюджетные (автономные) учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по виду финансового обеспечения "2" и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
А вот получатели бюджетных средств отражают в регистрах бюджетного учета начисление и получение сумм неустоек в качестве доходов бюджета (смотрите, в частности, ст. 41, п.п. 2, 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ). Операторы электронных площадок удержанное обеспечение заявок перечисляют в доход соответствующего бюджета с указанием в платежных документах информации, предоставленной администратором доходов бюджета (части 13, 27 ст. 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, письмо Минфина России от 26.05.2015 N 02-08-12/30332).
Так как бюджетное учреждение в рамках переданных полномочий заключает контракты, осуществляет ведение учета и составление отчетности от имени публично-правового образования в лице органа-учредителя, передавшего полномочия (получателя бюджетных средств), то суммы неустоек, начисленных и полученных в рамках контрактов по переданным полномочиям, признаются доходом бюджета и, соответственно, подлежат перечислению в доход бюджета.
3. В соответствии с положениями Указаний N 65н доходы в виде суммы неустоек учитываются организациями госсектора по коду КОСГУ 140 "Суммы принудительного изъятия".
В учете бюджетного учреждения по переданным полномочиям начисление неустойки и исполнение обязательства контрагентом по перечислению средств напрямую в доход бюджета могут быть отражены с применением следующих корреспонденций:
1. Дебет КДБ 1 209 40 560 Кредит КДБ 1 401 10 140
- начислен доход в размере предъявленной поставщику неустойки;
2. Дебет КДБ 1 210 02 140 Кредит КДБ 1 209 40 660
- сумма неустойки поступила в бюджет (на основании данных выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета).
Если по каким-либо причинам контрагентом неустойка будет перечислена на "основной" лицевой счет бюджетного учреждения (код 20), то дополнительно к уже приведенной корреспонденции в учете необходимо будет отразить следующую корреспонденцию:
1. Дебет 2 209 40 560 Кредит 2 401 10 140
- контрагенту предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями контракта;
2. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 40 660
- сумма неустойки зачислена на "основной" лицевой счет бюджетного учреждения. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код 140 КОСГУ);
3. Дебет 2 401 20 290 Кредит 3 303 05 730
- начислено обязательство по перечислению поступившей неустойки в доход бюджета;
4. Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610
- средства перечислены в доход бюджета. Одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код 290 КОСГУ).
Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Неустойка в госучреждениях;
- Энциклопедия решений. Оформление документов при начислении неустоек в госучреждениях;
- Энциклопедия решений. Начисление пеней по договорам (контрактам) госучреждений.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества
4 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним