Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

26.08.2015
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение заключило контракт на 6 месяцев на оказание услуг на содержание и текущий ремонт мест общего пользования нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с п. 22 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В плане-графике 09.04.2015 была указана сумма в размере 94 000 руб. В договоре, заключенном в мае 2015 года, обнаружена ошибка: в самом договоре указана сумма 93 469,02 руб., а в приложении к договору - 82 926,84 руб. (ошибка допущена в тексте контракта, в приложении указана верная цена). Договор уже подписан, однако возможность изменения его условий предусмотрена договором.
Кроме того, в учреждении произошла реорганизация в форме слияния, правопреемник (другая бюджетная организация) принял на себя обязательства по данному договору. В плане-графике учреждения-правопреемника данная сумма контракта не указана. Можно ли заключить дополнительное соглашение по пп. "а" п. 1 части 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работ или услуги)?
Каким образом необходимо внести изменение в план-график при уменьшении суммы контракта? Является ли это нарушением?
Должны ли вноситься в план-график нового учреждения-правопреемника указанные суммы закупок, или их неотражение не является нарушением?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стороны вправе заключить дополнительное соглашение о снижении цены контракта при сохранении иных его условий. Вносить изменения в план-график при этом не требуется.
Также, на наш взгляд, отсутствует необходимость внесения в план-график заказчика, возникшего в результате реорганизации в форме слияния, закупок, совершенных заказчиками, прекратившими существование в результате слияния.

Обоснование вывода:
1. По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В частности, по соглашению сторон цена контракта с единственным поставщиком может быть снижена без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Согласно разъяснениям, данным в письме Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, возможность такого снижения цены контракта возникает с даты его заключения и может быть реализована путем подписания дополнительного соглашения к контракту.
Требований о каком-либо дополнительном обосновании такого снижения цены контракта, помимо достижения сторонами соглашения об этом, закон не содержит.
Таким образом, в описанной ситуации стороны вправе заключить дополнительное соглашение о снижении цены контракта при сохранении иных его условий. Тем более что в данном случае речь следует вести, строго говоря, не об изменении условий контракта, а об исправлении ошибки, допущенной в его тексте.
Напомним, что в соответствии с п. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ информация об изменении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе, а до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) (ч. 5 ст. 112 Закона N 44-ФЗ) в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта.
Кроме того, согласно п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены, должна в течение 3 рабочих дней с даты изменения контракта направляться заказчиками в Федеральное казначейство для внесения в реестр контрактов, заключенных заказчиками. По смыслу п.п. 6, 12, 14, 15, 20 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, записи в этот реестр вносятся на основании информации и документов, представленных заказчиком, что в данном случае означает - на основании дополнительного соглашения.
2. Согласно ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ заказчики размещают планы-графики размещения заказов на 2014-2016 годы в единой информационной системе (на официальном сайте) по правилам, действовавшим до дня вступления в силу данного Закона, то есть в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н, с учетом Особенностей, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 N 82/7н (далее - Особенности).
В силу пп. "и" пп. 2 п. 5 Особенностей в столбце 9 формы плана-графика указывается начальная (максимальная), то есть фактически предполагаемая, цена контракта, которая определяется заказчиком в соответствии с требованиями ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Перечень оснований для внесения изменений в планы-графики предусмотрен п. 15 примечаний к форме планов-графиков, утвержденной Приказом N 761/20 (далее - Примечания). На актуальность этого перечня указано в пп. "о" пп. 2 п. 5 Особенностей.
Ни Закон N 44-ФЗ, ни один из указанных выше нормативных актов не содержат положений, обязывающих заказчика отражать в плане-графике фактическую цену контракта. Как следует из разъяснений, данных в письме Минэкономразвития России от 17.02.2012 N 2661-МО/Д28, план-график предназначен для информирования заинтересованных лиц о планируемых закупках с тем, чтобы представители бизнес-сообщества могли спланировать возможность участия в них, откуда следует, что фактическая цена контракта не имеет значения для целей размещения плана-графика.
Поэтому представляется очевидным, что вносить изменения в план-график в целях отражения в нем фактической цены контракта не требуется.
В связи с вышесказанным также полагаем, что уже совершенные закупки заказчиков, прекративших существование в результате реорганизации в форме слияния, не должны вноситься в план-график нового заказчика, образовавшегося в результате такой реорганизации. В план-график нового заказчика должны вноситься только предстоящие закупки, которые должен осуществить новый заказчик в будущем.
Сказанное является нашим экспертным мнением. Какой-либо правоприменительной практики в подтверждение данной позиции нам, к сожалению, обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).
В заключение обратим внимание, что если заказчик планирует осуществить закупку ранее предусмотренного в плане-графике срока, то на основании пп. 2 п. 15 Примечаний соответствующие изменения должны быть внесены в план-график. В рассматриваемой ситуации внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, должно было быть осуществлено не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта (п. 6 Особенностей, ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Возможностей корректировки даты закупки "задним числом" за прошедшие периоды времени нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Поэтому в описанной ситуации нельзя исключить вероятности привлечения заказчика и его должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

3 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики