Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
28.08.2015
- Заказчик заключил государственный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ с проектировщиком в 2014 году с учетом НДС. Часть работ выполнена и оплачена. С 2015 года проектировщик перешел на УСН.
Контракт содержит условие о возможности изменения существенных условий контракта в соответствии с пп. "а" и пп. "б" п. 1 части 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Имеет ли право заказчик изменить цену контракта, исключив сумму НДС, которая не оплачена?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственный заказчик не вправе изменить условие о цене контракта в одностороннем порядке.
Изменение системы налогообложения подрядчика не является основанием для изменения цены договора.
По соглашению сторон цена контракта может быть изменена при сохранении неизменными прочих условий контракта.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. По итогам электронного аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, а в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19, указываются ориентировочное значение либо формула цены контракта и ее максимальное значение, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Изменение контракта в ходе его исполнения, то есть после его заключения, регулируется ч.ч. 1, 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Обе эти части предусматривают изменение условий контракта только по соглашению его сторон, причем ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ - только в 2015 году и в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 198, п. 3 которых указывает, что они допускают изменение контракта только в случаях, когда его исполнение без изменения условий невозможно по независящим от сторон обстоятельствам.
Таким образом, цена контракта может быть изменена только по соглашению сторон и только в случаях, перечисленных в ч.ч. 1, 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Возможности одностороннего изменения условий, в том числе цены контракта, закон не предусматривает (смотрите также п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минфина России от 29.08.2014 N 02-02-09/43300).
Необходимо также учесть нормы Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона) и которые применяются к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с ним, если самим Законом N 44-ФЗ не предусмотрено иное (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Исходя из этих норм, прежде всего ст. 424 ГК РФ, под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за товар, работы, услуги, иное исполнение по договору, независимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается. В силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством.
Закон N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие о корректировке суммы, подлежащей уплате в связи с исполнением контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта: такое условие включается в контракт, заключаемый с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию - источник выплат физическому лицу выступать в роли налогового агента такого лица (ст. 226 НК РФ).
Отсюда, на наш взгляд, следует, что ценой контракта может считаться исключительно сумма, предложенная участником закупки, с которым заключается контракт, и которая может указываться в тексте контракта как включающая НДС или без учета НДС, в зависимости от того, является ли этот участник плательщиком НДС в соответствии с нормами налогового законодательства или нет. Указание же на НДС в формулировке условия о цене договора (контракта) по существу лишь отражает порядок формирования этой цены, определяемый с учетом требований налогового законодательства.
Соответственно, изменение обязательств по уплате НДС исполнителем государственного контракта не влечет никаких юридических последствий для целей исполнения контракта, поскольку такое обстоятельство не может рассматриваться как условие, подлежащее согласованию сторонами (ст. 432 ГК РФ).
Возможность по соглашению сторон уменьшить цену контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта предусмотрена пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Эта возможность может быть реализована, если она предусмотрена документацией о закупке и контрактом. Поскольку в рассматриваемой ситуации государственный контракт содержит такое условие, стороны этого контракта могут заключить соответствующее дополнительное соглашение о снижении цены контракта без изменения прочих его условий. Однако обязательным условием для этого, как следует из вышесказанного, является наличие согласия обеих сторон.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
14 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним