Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

31.08.2015
ВОПРОС:
Бухгалтер автономного учреждения за счет субсидии на выполнение государственного задания ошибочно до февраля 2015 года начислял и перечислял пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет сотруднице, у которой отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет закончился еще в мае 2014 года. Ошибка обнаружена в феврале 2015 года. Комиссией по проведению внутреннего финансового контроля в учреждении была проведена проверка и начислен ущерб, причиненный учреждению ошибочными действиями бухгалтера. Были начислены и перечислены страховые взносы и пени в ФСС РФ в рамках выполнения государственного задания. Расходы отнесли на финансовый результат в рамках выполнения государственного задания. Суммы возмещения ущерба в налоговом учете признали доходом.
Бухгалтер добровольно вносит в кассу денежные средства в счет погашения причиненного ущерба.
Какими бухгалтерскими проводками правильно оформить операции по начислению и внесению бухгалтером средств в кассу? Нужно ли в налоговом учете учитывать в составе доходов сумму начисленного к возмещению ущерба?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возмещение ущерба следует отразить в учете автономного учреждения с применением счета 2 209 30 000.
Суммы возмещения ущерба в рассматриваемой ситуации не могут быть отнесены к средствам целевого финансирования или целевым поступлениям (ст. 251 НК РФ) и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль как внереализационный доход на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.

Обоснование вывода:
Взыскание с виновных лиц сумм расходов, не принятых к зачету органом ФСС РФ, направлено на погашение ущерба, причиненного работодателю (ст. 238 ТК РФ). Поэтому соответствующее решение о привлечении сотрудника к материальной ответственности руководителю госучреждения необходимо принимать с учетом обстоятельств, перечисленных в постановлении Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю". В частности, должны отсутствовать обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника (ст. 239 ТК РФ).
Как правило, с виновных лиц взыскивается сумма расходов, не принятых к зачету, а также сумма уплаченных штрафов (письмо Роструда от 19.10.2006 N 1746-6-1). Взыскание же с виновных сотрудников доначисленных страховых взносов и пени в порядке привлечения к материальной ответственности нецелесообразно - судебные органы неоднократно указывали на то, что уплата страховых взносов и пени является законной обязанностью организации и, соответственно, подобные расходы не могут рассматриваться в качестве прямого ущерба.
Приведенные выше обстоятельства не исключают возможности добровольного возмещения виновными лицами:
- суммы расходов, не принятых к зачету;
- иных расходов организации, возникших в связи с отказом органа ФСС РФ в зачете расходов (в том числе по уплате доначисленных страховых взносов, пени).
В рассматриваемой ситуации сумма внесенных виновным лицом денежных средств является, по сути, компенсацией затрат учреждения.
В соответствии с положениями п. 220 Инструкции N 157н для отражения расчетов по суммам задолженности виновного лица по компенсации затрат организации госсектора применяется счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
По общему правилу автономные учреждения отражают начисление любых доходов с использованием счета 209 00 только по коду финансового обеспечения "2". Данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
- о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
- о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Отметим, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, в составе доходов по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ отражаются, в частности:
- компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений;
- другие аналогичные доходы.
Таким образом, в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), а также с учетом положений п. 3.76 и п. 3.114 проекта приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению" в бухгалтерском учете автономного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 209 30 000 Кредит 2 401 10 130
- отражена определенная комиссией сумма ущерба, причиненного учреждению;
2. Дебет 2 201 34 000 (увеличение забалансового счета 17 (код 130 КОСГУ)) Кредит 2 209 30 000
- отражено поступление средств от сотрудника в кассу учреждения;
3. Дебет 2 210 03 000 (увеличение забалансового счета 17 (код 510 КОСГУ)) Кредит 2 201 34 000 (увеличение забалансового счета 18 (код 610 КОСГУ))
- отражено выбытие денежных средств из кассы учреждения для зачисления на лицевой счет учреждения;
4. Дебет 2 201 11 000 (увеличение забалансового счета 17 (код 510 КОСГУ)) Кредит 2 210 03 000 (увеличение забалансового счета 18 (код 610 КОСГУ))
- зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства.
Детальный порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с возмещением ущерба, действующими нормативными правовыми актами не определен. Поэтому этот порядок может быть разработан автономным учреждением самостоятельно и утвержден в составе учетной политики с учетом требований п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н).
При этом обращаем Ваше внимание, что суммы возмещения ущерба в рассматриваемой ситуации не могут быть отнесены к средствам целевого финансирования или целевым поступлениям (ст. 251 НК РФ) и подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль как внереализационный доход на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации по итогам проведенной комиссией учреждения проверки установлено, что пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет сотруднице выплачивалось безосновательно (в период с мая 2014 года по февраль 2015 года). Поэтому расходы средств в рамках деятельности по выполнению государственного задания на выплату страхового обеспечения в связи с материнством не могут быть приняты к зачету ФСС РФ. В учете на сумму расходов, не принятых к зачету ФСС РФ, должны быть произведены соответствующие корректировки.
Кроме того, по нашему мнению, в данном случае ошибочно произведенные расходы могут быть переквалифицированы в качестве расходов, не связанных с оплатой труда, и учтены по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
С учетом требований Инструкции N 157н и Инструкции N 183н в рассматриваемой ситуации в учете автономного учреждения следует также оформить следующую корреспонденцию:
1. Дебет 4 303 02 000 Кредит 4 302 13 000
- способом "Красное сторно" отражена сумма ошибочно начисленных пособий;
2. Дебет 4 303 02 000 Кредит 4 201 11 000
- перечислены страховые взносы в ФСС РФ (в размере расходов, не принятых к зачету), одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код КОСГУ 213);
3. Дебет 4 401 20 290 Кредит 4 302 91 000
- сумма пособия, не принятого к зачету ФСС РФ, учтена в рамках деятельности на выполнение государственного задания в составе прочих расходов;
4. Дебет 4 401 20 290 Кредит 4 303 02 (06, 07, 10, 11) 000
- доначислены страховые взносы на сумму ошибочно начисленных пособий;
5. Дебет 4 401 20 290 Кредит 4 303 05 000
- начислены пени;
6. Дебет 4 303 02 (06, 07, 10, 11) 000 Кредит 4 201 11 000
- перечислены страховые взносы, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код КОСГУ 290);
7. Дебет 4 303 05 000 Кредит 4 201 11 000
- уплачены пени, одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 (код КОСГУ 290);
8. На основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (форма 0531809) отражено уточнение кассовых расходов на лицевом счете:
Дебет 4 302 13 000 Кредит 4 201 11 000
- способом "Красное сторно", с одновременным отражением увеличения счета 18 (код КОСГУ 213) (способом "Красное сторно");
Дебет 4 302 91 000 Кредит 4 201 11 000
- с одновременным отражением увеличения счета 18 (код КОСГУ 290).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Отражение в бухгалтерском учете госучреждения расходов, не принятых к зачету ФСС;
- Энциклопедия решений. Отнесение расходов, не принятых к зачету ФСС, за счет госучреждения;
- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет в бюджетном (автономном) учреждении расчетов по выявленным переплатам и неположенным выплатам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

11 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики