Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

01.09.2015
ВОПРОС:
Проводился электронный аукцион в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). При размещении извещения о проведении электронного аукциона на официальном сайте сотрудник заказчика не установил предусмотренное функционалом официального сайта программно-техническое уведомление об ограничении в отношении участников закупок в связи с проведением закупок только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
На организацию-заказчика подали жалобу, в которой указано, что в извещении необходимо было указать показатель "месяц", а не условную единицу (то есть срок исполнения услуг исчисляется месяцами, а не условными единицами). Соответственно, срок исполнения услуги следовало указать не "до 31 декабря 2015 года", а в календарных месяцах.
Кроме того, в коммерческих предложениях потенциальных исполнителей, использовавшихся при расчете начальной (максимальной) цены контракта, указывался предполагаемый срок исполнения контракта - 6 месяцев. Фактически контракт заключен со сроком исполнения 5 месяцев, объем услуг по контракту соответствует указывавшемуся при сборе коммерческих предложений.
Являются ли указанные обстоятельства нарушениями Закона N 44-ФЗ?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Ограничение в отношении участников закупки при проведении закупок исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций должно указываться в извещении о закупке и документации о закупке. При проведении электронного аукциона на официальном сайте оно указывается как преимущество указанных субъектов. Обязательности использования каких-либо дополнительно предусмотренных в связи с установлением такого ограничения на официальном сайте программно-технических средств законом не предусмотрено.
2. Срок исполнения контракта может быть определен не только в месяцах, но и календарными датами.
3. Расчет начальной (максимальной) цены в соответствии с методическими рекомендациями ограничивает ее максимальный размер. Строгой ее привязки к сроку исполнения обязательств, указываемому при сборе информации для расчета, обязательности ее корректировки при изменении такого срока не предусмотрено.

Обоснование позиции:
1. Начнем с того, что в соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) извещение о закупке должно содержать, помимо прочего, информацию об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленном в соответствии с данным Законом. К таким ограничениям, безусловно, относится и ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СМП, СОНО), устанавливаемые в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Обязательность включения в извещение о проведении электронного аукциона информации о том, что закупка проводится именно среди СМП, СОНО, также следует из п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ, который говорит об этом как о преимуществах СМП, СОНО.
Извещение о проведении электронного аукциона размещается в единой информационной системе (ч. 1 ст. 63 Закона N 44-ФЗ), а до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ч. 5 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
Соответственно, как неоднократно разъяснялось Минэкономразвития России в соответствии с действующим функционалом официального сайта, ограничения, предусмотренные ст. 30 Закона N 44-ФЗ, указываются в извещении об осуществлении закупки как преимущества (письма Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2719, от 12.03.2015 N Д28и-652). Иными словами, установление таких преимуществ означает одновременно и установление ограничений на участие в закупках (смотрите также ответ на вопрос 43 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Это представляется логичным, поскольку никаких иных преимуществ для СМП, СОНО в части именно непосредственно участия в закупке закон не предусматривает.
Информация, содержащаяся в извещении о проведении электронного аукциона, в том числе, очевидно, и информация о вышеуказанных преимуществах (ограничениях), должна содержаться и в документации об электронном аукционе (ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ).
Каких-либо иных обязанностей, в том числе обязательности использования каких-либо дополнительно предусмотренных в связи с установлением вышеописанного ограничения на официальном сайте программно-технических средств, законом не предусмотрено.
Соответственно, если заказчик действительно указал в извещении о проведении электронного аукциона на официальном сайте об установлении преимущества для СМП, СОНО и продублировал эту информацию в документации об электронном аукционе, он, на наш взгляд, должен считаться исполнившим обязанности по указанию ограничений в отношении участников закупки. Неиспользование каких-либо дополнительных программно-технических средств официального сайта нарушением закона не является.
Вместе с тем должны отметить, что существует правоприменительная практика, которая исходит из позиции, что в извещении о проведении электронного аукциона среди СМП, СОНО должно быть указано не только на предоставление преимуществ данным субъектам, но и отдельно на то, что такой аукцион проводится именно среди этих субъектов, и на необходимость декларирования в связи с этим участниками закупки своей принадлежности к СМП или СОНО (смотрите, например, решение УФАС по Республике Татарстан от 22.04.2015 N 70-кз/2015, определение Верховного Суда Республики Татарстан от 08.04.2015 по делу N 77-696/2015, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 03.02.2015 N Ф06-19294/13, Одиннадцатого ААС от 30.09.2014 N 11АП-13075/14). Заметим, что обязательность декларирования принадлежности к СМП, СОНО при закупках, проводимых именно среди этих субъектов, в силу ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ следует из самого факта установления соответствующих ограничений, а форма его установления не оговаривается. Также эта практика не соответствует вышеприведенным разъяснениям регулирующих органов. Тем не менее она показывает, что оценка описанной ситуации может зависеть от позиции контролирующих органов и суда.
2. Согласно п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, помимо прочего, информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Однако в Законе N 44-ФЗ не предусмотрено, что в графике оказания услуг обязательно должны быть указаны календарные месяцы. Закон N 44-ФЗ вообще не регулирует вопроса исчисления сроков. Поэтому по данному вопросу следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых основан, в том числе, Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона) и которые применяются к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с ним, если самим Законом N 44-ФЗ не предусмотрено иного (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Статьей 190 ГК РФ установлено, что срок исполнения обязательства может быть определен календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Также согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Как указывается в п. 4 письма Федерального казначейства от 19.05.2015 N 07-04-05/09-319, заказчику целесообразно устанавливать в извещении и документации о закупке сроки выполнения контрагентом обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта. При необходимости установления таких сроков путем указания на конкретные даты, соответствующие сроки должны быть дополнительно просчитаны заказчиком с учетом сроков проведения процедур определения контрагента.
В связи с этим, как нам представляется, заказчик вправе устанавливать в извещении о закупке конкретные календарные месяцы оказания услуг по контракту, но не обязан делать этого, а может определить календарную дату окончания периода исполнения обязательств по контракту.
Соответственно, установление срока поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, например до 15 декабря 2014 года, не является нарушением требований Закона N 44-ФЗ (смотрите также решение ФАС России от 07.11.2014 N К-1597/14).
3. Как следует из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в контракт обязательно подлежит включению указание начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
Методы расчета НМЦК перечислены в ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Для расчета НМЦК также используются Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 (далее - Рекомендации). Вместе с тем указанные Рекомендации лишь разъясняют возможные способы определения и обоснования НМЦК с использованием указанных методов (п. 1.2 самих Рекомендаций). Большинство положений Рекомендаций имеют именно рекомендательный характер, иными словами, не являются обязательными при определении цен контрактов. На это обращают внимание и специалисты Минэкономразвития России, указывая при этом, что, например, контракты с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму до 100 тысяч рублей могут заключаться по наименьшей цене (а не цене, определенной расчетом в соответствии с Рекомендациями, очевидно) (письма от 08.04.2014 N Д28и-443, от 03.03.2014 N Д28и-254). В связи с этим заметим, что контракт по итогам электронного аукциона, в соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, по цене, предложенной победителем, которая по общему правилу определяется путем снижения НМЦК. Отсюда можно сделать вывод, что расчет НМЦК методами, указанными в ст. 22 Закона N 44-ФЗ, и с применением Рекомендаций определяет только максимальную величину НМЦК во избежание завышения окончательной цены контракта в случае слабой конкуренции при проведении закупки.
Тем не менее можно заметить, что, исходя из п. 3.17 Рекомендаций, цены, используемые в расчетах НМЦК, рекомендуется приводить в соответствие с условиями планируемой закупки, в отношении которой определяется НМЦК, с помощью коэффициентов или индексов для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. С помощью указанных коэффициентов в том числе может быть учтен и срок исполнения контракта.
Таким образом, изменение предполагаемого срока исполнения контракта может быть учтено при расчете НМЦК, но не обязательно.
По нашему мнению, если объем услуг, определенный извещением о проведении электронного аукциона, соответствует тому, который указывался в запросах, направляемых заказчиком для получения коммерческих предложений, использованных при расчете НМЦК, заказчик вполне мог исходить из того, что корректировка НМЦК при уменьшении предполагаемого срока исполнения контракта не требуется. Однако этот вопрос является оценочным и может быть решен только с привлечением специалистов в области услуг, являющихся объектом закупки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

14 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики