Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
02.09.2015
- 1. В настоящий момент в РФ не принят нормативно-правовой акт, определяющий перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения такого конкурса. Имеет ли право учреждение разработать свой локальный нормативный акт, в котором определит перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса? Не будет ли нарушением трудового законодательства проведение конкурса на замещение соответствующей должности научного работника на основании локального акта учреждения, а не акта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности?
2. На основании каких актов следует проводить аттестацию научных работников, если в настоящее время не принят нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок проведения аттестации научных работников? Если аттестацию проводить на основании локального нормативного акта, то не будет ли это нарушением трудового законодательства (так как порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Работодатель не вправе принять локальный нормативный акт, определяющий перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения такого конкурса. В настоящий момент конкурсы на замещение должностей научных работников не проводятся.
2. Проведение аттестации работников, замещающих должности научных работников, в порядке, установленном локальным нормативным актом работодателя, является нарушением трудового законодательства. Аттестация научных работников на сегодняшний день не проводится.
Обоснование вывода:
1. Как следует из части первой ст. 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно части второй ст. 336.1 ТК РФ заключению трудового договора на замещение отдельных должностей научных работников, а также переводу на соответствующие должности научных работников должно предшествовать избрание работников по конкурсу на замещение соответствующей должности. Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок проведения указанного конкурса определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть третья ст. 336.1 ТК РФ)*(1).
Однако на сегодняшний день указанные перечень и порядок не определены на федеральном уровне. При этом статья 336.1 ТК РФ не предполагает, что при отсутствии перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса работодатель может установить их самостоятельно, в том числе путем принятия локального нормативного акта. Как мы сказали выше, работодатель может принять локальный нормативный акт только в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством.
Из приведенных норм можно сделать вывод, что законодатель ограничил круг субъектов, которые вправе определять указанные перечень и порядок, установив, что такое право предоставлено только федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. В таком случае, несмотря на то, что соответствующий акт федерального органа исполнительной власти отсутствует, установление указанных перечня и порядка локальным нормативным актом работодателя, на наш взгляд, невозможно.
Следовательно, проведение конкурса на замещение той или иной должности научного работника на основании такого локального нормативного акта будет являться нарушением трудового законодательства. Таким образом, в настоящий момент конкурсы на замещение должностей научных работников проводиться не могут.
2. Часть седьмая ст. 336.1 ТК РФ устанавливает, что в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научного работника (за исключением научных работников, трудовые договоры с которыми заключены на определенный срок) проводится аттестация в сроки, определяемые локальным нормативным актом, но не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в пять лет. Порядок проведения аттестации таких работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть восьмая ст. 336.1 ТК РФ).
В настоящий момент порядок проведения аттестации, предусмотренной частью седьмой ст. 336.1 ТК РФ, отсутствует. При этом, как видим, законодатель наделил работодателя полномочиями установить сроки проведения аттестации работников, замещающих должности научных работников, тогда как порядок проведения этой аттестации определяется именно указанным выше федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, с учетом названных норм полагаем, что работодатель не имеет права принять локальный нормативный акт, определяющий порядок проведения аттестации научных работников. Соответственно, проведение аттестации на основании такого локального нормативного акта будет нарушением трудового законодательства.
Таким образом, ввиду отсутствия правового регулирования порядка проведения аттестации научных работников их аттестация на сегодняшний день также не может проводиться.
Обращаем Ваше внимание, что высказанная позиция является нашим экспертным мнением. К сожалению, разъяснений компетентных органов по данному вопросу и судебной практики, касающейся подобных ситуаций, нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел
11 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Статьей 1 Федерального закона от 22.12.2014 N 443-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей" (далее - Закон N 443-ФЗ) в ТК РФ введена глава 52.1 "Особенности регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей". Указанный нормативный акт вступил в силу 01.01.2015 (п. 1 ст. 4 Закона N 443-ФЗ).
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним