Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
03.09.2015
- Между резидентом (РФ) и нерезидентом (Республика Беларусь, далее - РБ) заключен договор мены. По договору мены передается право собственности на товары. Организации - участники сделки не признаются взаимозависимыми лицами. Стоимость товара предусмотрена равная, то есть без дополнительных расчетов. Так как сделка не является валютной, то паспорт сделки в банке не оформлялся. НДС в стоимости товара не выделен.
У организации имеется договор, отгрузочные и транспортные документы подтверждающие вывоз товаров на территорию РБ, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных в счет обмена.
Каков перечень документов, необходимых для подтверждения ставки НДС 0% при вывозе товаров на территорию РБ? Будет ли достаточно указанных документов для подтверждения ставки НДС 0%?
Каков порядок определения налоговой базы по НДС в отношении товаров, которые в счет мены ввезены на территорию РФ с территории РБ, а также возможность вычета НДС (в том числе, при наличии каких документов), уплаченного при ввозе указанных товаров на территорию РФ (указанные товары будут использованы для совершения операций, облагаемых НДС)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при вывозе товаров на территорию РБ представляются следующие документы:
- договор, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа РБ об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) или перечень заявлений;
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию РБ.
Указанных в вопросе документов достаточно для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС.
Налоговая база по НДС при ввозе товаров на территорию РФ в рассматриваемой ситуации определяется исходя из договорной стоимости товаров и сумме акцизов, подлежащих уплате, если ввозимые товары являются подакцизными. Подлежащая уплате при ввозе товаров сумма НДС в рассматриваемой ситуации определяется сверх договорной стоимости товаров и суммы акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Организация имеет право на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на территорию РФ, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение организацией обязанности по уплате налога, первичных документов, на основании которых ввезенные товары приняты на учет.
Обоснование вывода:
Россия, Белоруссия и Казахстан учредили Евразийский экономический союз (далее - Союз) путем подписания соответствующего договора (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор), вступившего в силу с 01.01.2015 (п. 1 ст. 1 Договора, смотрите также письмо Минфина России от 19.12.2014 N 03-07-08/65729), который регулирует и вопросы налогообложения (Раздел XVII Договора).
В силу п. 1 ст. 7 НК РФ положения, касающиеся налогообложения, установленные Договором, имеют приоритет перед нормами российского налогового законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Договора товары, ввозимые с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза, облагаются косвенными налогами.
Согласно п. 1 ст. 72 Договора взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему, в частности, применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке, установленном приложением N 18 к Договору "Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (Астана, 29.05.2014) (далее - Протокол).
Вывоз товаров на территорию Республики Беларусь
На основании п. 3 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза налогоплательщиком государства - члена Союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола.
При экспорте товаров с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства - члена Союза, применяемому в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства - члена Союза за пределы Союза.
Место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств - членов Союза, если иное не установлено п. 3 Протокола.
Под экспортом товаров для целей применения Протокола следует понимать вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза (п. 2 Протокола).
В соответствии с п. 4 Протокола для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена Союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):
1) Договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства - члена Союза (далее - договоры (контракты)), на основании которых осуществляется экспорт товаров;
2) В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик - экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям.
Документы, указанные в пп. 2 п. 4 Протокола, не представляются в налоговый орган, если их представление не предусмотрено законодательством государства-члена в отношении товаров, экспортированных с территории государства - члена Союза за пределы Союза.
Положения ст. 165 НК РФ, устанавливающей порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении НДС по налоговой ставке 0%, не содержат требований о представлении налогоплательщиком - экспортером в налоговый орган документов, подтверждающих импорт товаров в случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций. В связи с этим мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщик-экспортер не обязан представлять документы, подтверждающие импорт товаров по внешнеторговой товарообменной (бартерной) операции (дополнительно смотрите письма Минфина России от 10.12.2014 N 03-07-08/63389, от 16.01.2012 N 03-07-15/03, от 30.11.2011 N 03-07-13/1-50);
3) Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства - члена Союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств - членов Союза) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика). Смотрите также письма Минфина России от 11.06.2015 N 03-07-13/1/33970, от 11.06.2015 N 03-07-13/1/33965, от 01.06.2015 N 03-07-14/31494.
Здесь также отметим, что п. 7 Протокола предусмотрено, что в случае непредставления в налоговый орган заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза, при наличии в налоговом органе одного государства - члена Союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена Союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов);
4) Транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена Союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Союза на территорию другого государства - члена Союза. Указанные документы не представляются, если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства - члена Союза;
5) Иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена Союза, с территории которого экспортированы товары.
Из условий рассматриваемой ситуации не следует, что в данном случае возникает необходимость представления в налоговый орган иных документов.
Перечисленных в вопросе документов (договор, заявление, транспортные (товаросопроводительные), подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию РБ) достаточно для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС.
Ввоз товаров на территорию Российской Федерации
В соответствии с п. 13 Протокола взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена (за исключением случая, установленного п. 27 Протокола, и (или) помещения импортируемых товаров под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада), осуществляется налоговым органом государства - члена Союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 13.1-13.5 Протокола.
Под импортом товаров для целей применения Протокола следует понимать ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства - члена Союза с территории другого государства - члена Союза (п. 2 Протокола).
Согласно п. 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства - члена Союза, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Стоимостью товаров, полученных по товарообменному (бартерному) договору (контракту), является стоимость товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость товаров, отраженная в учете.
Для целей определения налоговой базы стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства-члена на дату принятия товаров к учету.
Таким образом, налоговая база по НДС при ввозе товаров на территорию РФ в рассматриваемой ситуации определяется исходя из договорной стоимости товаров и суммы акцизов, подлежащих уплате, если ввозимые товары являются подакцизными.
На основании п. 17 Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена Союза с территории другого государства - члена Союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена Союза, на территорию которого импортированы товары.
При ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в п.п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ, то есть 10% и 18% (п. 5 ст. 164 НК РФ).
Соответственно, подлежащая уплате при ввозе товаров сумма НДС в рассматриваемой ситуации определяется сверх договорной стоимости товаров и суммы акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию Российской Федерации
На основании п. 26 Протокола суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена Союза с территории другого государства - члена Союза, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена Союза, на территорию которого импортированы товары.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Так, вычету подлежат и суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров, перемещаемых через границу РФ без таможенного оформления (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Для реализации права на применение вычета сумм НДС необходимо выполнение следующих условий:
- ввезенные товары приобретаются для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 2 ст. 170 НК РФ);
- наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (п. 1 ст. 172 НК РФ);
- ввезенные товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ).
Здесь также необходимо отметить, что на основании п. 20 Прокола налогоплательщик - импортер обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена Союза, либо по форме, утвержденной компетентным органом государства - члена Союза, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган документы, перечисленные в п. 20 Протокола.
Одним из представляемых документов является заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (пп. 1 п. 20 Протокола, смотрите также письмо ФНС России от 01.07.2015 N ЗН-4-17/11507@).
Необходимо учитывать, что согласно разъяснениям Минфина России, представленным в письме от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, для целей принятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию РФ с территории государств - членов Союза, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога. В связи с этим право на вычет сумм НДС по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении.
Таким образом, организация имеет право на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС при ввозе товаров на территорию РФ, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение организацией обязанности по уплате налога, первичных документов, на основании которых ввезенные товары приняты на учет.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. НДС при вывозе товаров на территорию государств - участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан);
- Энциклопедия решений. Момент определения налоговой базы по НДС при экспорте;
- Энциклопедия решений. НДС при ввозе товаров с территории государств - участников Таможенного союза.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
18 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним