Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

03.09.2015
ВОПРОС:
Муниципальному бюджетному учреждению (детская спортивная школа) по распоряжению местной администрации передано в 2011 году здание, которое изъято из оперативного управления другого учреждения. В 2011 году на основании распоряжения и акта приема-передачи здание принято к балансовому учету. Государственная регистрация права оперативного управления в период с 2011 по 2014 год не была осуществлена. В 2014 году комиссией учреждения данное здание было признано не пригодным к эксплуатации.
Затем комиссией, в состав которой входил представитель администрации - органа, осуществляющего функции и полномочия собственника муниципального имущества, принято решение о списании данного здания с балансового учета. Комиссия по списанию создана в соответствии со ст. 16 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань, утвержденного Решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 N 923-I, то есть в состав комиссии включен представитель уполномоченного структурного подразделения администрации.
Имело ли право муниципальное бюджетное учреждение списать данный объект (здание), если не было оформлено право оперативного управления?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципальное бюджетное учреждение не имело право списать объект (здание), на который не было оформлено право оперативного управления, даже имея в составе комиссии представителя администрации - органа, осуществляющего функции и полномочия собственника муниципального имущества.

Обоснование вывода:
Имущество, закрепленное за автономными учреждениями собственниками, а также имущество, приобретаемое такими учреждениями, поступает в их оперативное управление (п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 296 ГК РФ, п. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)).
При этом право оперативного управления на имущество, передаваемое учреждению его учредителем, по общему правилу, возникает при закрепленной в п. 1 ст. 299 ГК РФ последовательности накопления элементов сложного юридического состава:
- принятие собственником решения о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления;
- передача имущества учреждению, а в отношении недвижимого имущества - государственная регистрация права оперативного управления.
Согласно действовавшей до 16 ноября 2014 года редакции п. 333 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), учет полученного недвижимого имущества в течение времени оформления государственной регистрации прав на него должен был осуществляться организациями госсектора на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование". После государственной регистрации права собственности и (или) права оперативного управления такое имущество подлежало постановке на балансовый учет в общеустановленном порядке. Приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н данная норма из Инструкции N 157н была исключена.
При этом по-прежнему продолжает действовать норма п. 36 Инструкции N 157н, устанавливающая жесткое правило: и принятие к учету, и выбытие из учета объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права. Эта норма сформулирована достаточно четко и не допускает двоякого толкования - для постановки на балансовый учет объектов недвижимости в наличии у организации обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (выписка из ЕГРП).
Как видим, даже после исключения из п. 333 Инструкции N 157н положения о недвижимом имуществе, права на которое не зарегистрированы, у учреждения нет достаточных оснований для учета подобных объектов на счете 101 00 "Основные средства".
На основании п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (смотрите также п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
При этом в законодательстве не содержится различных подходов в данном вопросе для недвижимого имущества, учитываемого как на балансе учреждения, так и в забалансовом учете.
Специалистами Минфина России высказывается однозначная позиция о том, что изъятие информации об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае прекращения на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем) из данных бюджетного учета и отчетности (как по балансовым счетам, так и по забалансовым счетам) недопустимо (письмо Минфина России от 17.07.2015 N 02-07-10/41190).
Таким образом, если недвижимое имущество было изъято из оперативного управления передающей стороны и данное изъятие оформлено государственной регистрацией (имеется выписка из ЕГРП), указанное имущество в учете принимающей стороны до момента регистрации права оперативного управления не могло быть отражено в его балансовом учете, имущество следовало учитывать за балансом.
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
Так, порядок списания муниципального имущества города Рязани установлен ст. 16 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань, утвержденного Решением Рязанской городской Думы от 11 декабря 2008 г. N 923-I (далее - Положение N 923-I).
Пунктом 2 ст. 16 Положения N 923-I предусмотрено, что списание осуществляется в отношении следующих движимых и недвижимых объектов основных средств, являющихся муниципальной собственностью:
1) принятых к бухгалтерскому учету и закрепленных на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) за муниципальными унитарными предприятиями (муниципальными учреждениями);
2) принятых к бухгалтерском учету органами местного самоуправления;
3) являющихся объектами муниципальной казны, в том числе переданных в пользование организациям различных форм собственности в аренду, безвозмездное пользование или доверительное управление.
При этом списание осуществляется балансодержателями указанного имущества (п. 4 ст. 16 Положения N 923-I) в соответствии с требованиями п.п. 5, 6 ст. 16 Положения N 923-I.
Так как по состоянию на дату принятия решения о списании имущества регистрация права оперативного управления по объекту недвижимости не была осуществлена и, как следствие, данный объект не мог быть принят к балансовому учету, по нашему мнению, решение о списании данного объекта следовало принять администрации города Рязани в лице ее уполномоченного структурного подразделения на основании предложений постоянно действующей комиссии уполномоченного структурного подразделения администрации города Рязани по списанию с учетом предложений пользователя (п. 7 ст. 16 Положения N 923-I).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

18 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики