Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
04.09.2015
- Как правильно в казенном учреждении произвести списание системного блока в связи с заменой на новый, закупленный в составе материальных запасов, если он входит в состав компьютерной системы (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, блок бесперебойного питания - все под одним инвентарным номером)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормативно порядок отражения в учете замены системного блока в компьютере (автоматизированном рабочем месте) не урегулирован. Поэтому этот порядок следует утвердить в учетной политике учреждения и соблюдать при осуществлении соответствующих операций.
Обоснование вывода:
Несмотря на то что замена системного блока (процессора) является достаточно распространенным явлением, универсального решения по отражению в учете подобной операции в настоящее время нет. В каждом учреждении в зависимости от причин замены, характеристик компьютерной техники и т.п. может приниматься свое конкретное решение. При этом следует обеспечить единообразие отражения подобных операций в учете.
Системный блок является основной составляющей компьютера. Замена системного блока компьютера, как правило, приводит к изменению характеристик компьютера (увеличение производственной мощности, объема оперативной памяти, скорости выполнения операций и т.п.). В связи с этим подобную замену в ряде случаев рассматривают как модернизацию объекта основных средств.
Однако заключение о том, изменилось ли функциональное назначение техники в результате замены системного блока, могут дать технические специалисты учреждения, которые обладают для этого достаточной квалификацией. Если работы могут быть классифицированы как модернизация, учреждению следует провести частичную ликвидацию (разукомплектацию) компьютера, то есть уменьшить его первоначальную стоимость на стоимость старого системного блока, а затем увеличить первоначальную (балансовую) стоимость компьютера на сформированную сумму вложений по модернизации (дооборудованию), т.е. на стоимость нового системного блока. Кроме того, на практике применяется еще другой вариант учета, при котором пока функционирует системный блок, замена других составных частей компьютера рассматривается как ремонт единого объекта основных средств. Если же из строя выходит системный блок, то осуществляется ликвидация ("полная разукомплектация") существующего объекта и в состав материальных запасов поступают запасные части (монитор, системный блок и т.д.). Из этих и вновь приобретенных (иных) запасных частей собирается объект основных средств (компьютер), учитываемый под новым инвентарным номером.
Отметим, что действующее законодательство не содержит понятия "разукомплектация". На практике под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие. Зачастую в результате разукомплектации исходный объект полностью списывается, а вместо него образуется несколько других объектов.
Проведение частичной ликвидации объекта (компьютера) в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, возможно только при соблюдении следующих условий:
- разукомплектация объекта не должна нанести ему несоразмерный ущерб;
- частичная ликвидация не должна повлиять на возможность использования объекта по прямому назначению;
- функциональное предназначение комплектующей не является неотъемлемой частью функционирования объекта основных средств как единого обособленного комплекса.
При отражении хозяйственных операций, связанных с заменой системного блока в компьютере, необходимо учитывать, что:
- системный блок, числящийся в составе компьютера, подлежит списанию и в дальнейшем невозможна его эксплуатация в составе другого компьютера;
- функциональное предназначение системного блока является неотъемлемой частью функционирования компьютера как единого обособленного комплекса, то есть после изъятия системного блока (процессора) компьютер не может использоваться по прямому назначению и выполнять свои функции.
Соответственно, в данном случае в учете можно отразить ликвидацию ("полную разукомплектацию") объекта основных средств, а затем учесть формирование стоимости компьютера на базе нового системного блока (процессора) и ввод его в эксплуатацию.
При осуществлении мероприятия по списанию (ликвидации, разборке, утилизации), разукомплектации имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления, а также при выполнении ремонтных работ в распоряжение учреждения могут поступать отходы (металлолом), а также комплектующие, запасные части и другие "вторичные" материалы. Учет полученных материалов осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета счета 105 00 "Материальные запасы".
Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у госучреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества, определяется в соответствии с положениями п. 106 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). В аналогичном порядке может определяться и фактическая стоимость материальных запасов, приходуемых по результатам ремонтных работ.
Порядок отражения в бюджетном учете операций по частичной или полной ликвидации инвентарного объекта положениями действующей в настоящее время редакции Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), не установлен.
В то же время соответствующие корреспонденции счетов предусмотрены подпунктом "ж" п. 3.3 и подпунктом "г" п. 3.13 проекта Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений, в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению". Соответственно, до внесения в Инструкцию N 162н соответствующих изменений возможность применения указанных корреспонденций согласно п. 6 Инструкции N 157н следует предусмотреть в учетной политике с учетом требований абз. 5 п. 2 Инструкции N 162н.
При принятии решения о проведении ликвидации компьютера (рабочего места) и создании нового инвентарного объекта в учете учреждения могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Списан с балансового учета компьютер в связи с его разукомплектацией:
Дебет КРБ 1 104 34 410 Кредит КРБ 1 101 34 410
- на сумму начисленной амортизации;
Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 34 410
- на сумму остаточной стоимости;
2. Дебет КРБ 1 105 36 310 Кредит КДБ 1 401 10 172
- учтены годные запасные части (монитор, клавиатура и т.д.), полученные при списании объекта (компьютера);
3. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
- приняты к учету отдельные детали, содержащиеся в вышедшем из строя системном блоке, либо сам системный блок, предназначенный для передачи аффинажной организации.
4. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КРБ 1 302 34 730
- отражена первоначальная стоимость нового системного блока в составе материальных запасов учреждения;
5. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 105 36 440
- при формировании стоимости нового компьютера учтены стоимости отдельных элементов компьютера (нового системного блока, монитор, клавиатура и т.д.);
6. Дебет КРБ 1 101 34 310 Кредит КРБ 1 106 31 310
В случае, если учреждением будет принято решение о проведении частичной ликвидации основного средства (компьютера) с дальнейшим изменением его стоимости на стоимость нового системного блока (модернизация), в учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 1 104 34 410 Кредит КРБ 1 101 34 410
- списана сумма начисленной амортизации по старому системному блоку;
2. Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 101 34 410
- уменьшена стоимость объекта (компьютера) на стоимость выбывшего системного блока;
3. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
- приняты к учету отдельные детали, содержащиеся в вышедшем из строя системном блоке, либо сам системный блок, предназначенный для передачи аффинажной организации;
3. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КРБ 1 302 34 730
- отражена первоначальная стоимость нового системного блока в составе материальных запасов учреждения;
4. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КРБ 1 105 36 440
- стоимость нового системного блока учтена в составе вложений в основные средства;
5. Дебет КРБ 1 101 04 310 Кредит КРБ 1 106 01 310
- увеличена первоначальная стоимость компьютера на стоимость нового системного блока.
Отметим, что при таком способе учета сохраняется инвентарный номер компьютера.
Также учреждением может быть принято решение рассматривать операцию по замене неработоспособного системного блока на новый как ремонт вычислительной техники.
Напомним, что такое решение должно подтверждаться актом технического состояния (иным документом, предусмотренным учетной политикой учреждения), содержащим сведения о техническом состоянии объекта и заключение о невозможности дальнейшей эксплуатации объекта. Такой документ составляется с привлечением сотрудников, обладающих специальными знаниями, или приглашенными экспертами.
В силу п. 27 Инструкции N 157н результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость (включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое)), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учета. При этом основанием для отражения в Инвентарной карточке*(1) результата работ по ремонту компьютера будет являться Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств.
В таком случае в учете могут быть применены следующие корреспонденции:
1. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КРБ 1 302 34 730
- отражена первоначальная стоимость нового системного блока в составе материальных запасов учреждения;
2. Дебет КРБ 1 401 20 272 Кредит КРБ 1 105 36 440
- списана на расходы стоимость использованного для ремонта системного блока;
3. Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
- при проведении ремонта приняты к учету отдельные детали, содержащиеся в вышедшем из строя системном блоке, либо сам системный блок, предназначенный для передачи аффинажной организации.
Выбранный вариант учета следует в установленном порядке утвердить в учетной политике учреждения (п. 6 Инструкции N 157н, абзац 6 п. 2 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н) и обеспечить единообразие отражения подобных операций в учете.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Ответ прошел контроль качества
19 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н), вступивший в силу с 19 июня 2015 года, заменяет приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее - Приказ N 173н), которым также были установлены формы первичных документов и учетных регистров для организаций госсектора. Применяется новый документ при формировании учетной политики начиная с 2015 года (п. 6 Приказа N 52н). Бюджетное учреждение самостоятельно принимает решение о дате начала применения новых форм (письма Минфина России от 10.06.2015 N 02-07-07/33768, Федерального казначейства от 10.06.2015 N 07-04-05/02-374). Безусловно, эта дата должна быть согласована с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и утверждена локальным документом учреждения.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним