Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
07.09.2015
- Муниципальному бюджетному учреждению Учебно-методический центр (далее - УМЦ) предоставлена целевая субсидия для осуществления выплат педагогическим работникам образовательных учреждений района за их участие в составе комиссии по проведению ЕГЭ. Участие в составе комиссии осуществляется на основании заключенных УМЦ с этими работниками договоров возмездного оказания услуг.
Каким образом в указанных договорах должны быть отражены выплаты, осуществляемые УМЦ педагогическим работникам за счет целевой субсидии: как оплата труда, проезда, питания (или суточных в размере 100 руб.) либо иным образом? По какому коду КОСГУ следует производить такие расходы? Подлежат ли обложению НДФЛ такие выплаты?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются на уровне субъекта Российской Федерации.
Расходы по ее выплате могут быть осуществлены за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Указанная компенсация является объектом обложения НДФЛ.
Обоснование вывода:
На основании ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена*(1). Аналогичные положения содержатся в ст. 31 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае".
Таким образом, вышеуказанные положения призваны гарантировать возмещение утраченного заработка и иных расходов, понесенных вследствие привлечения педагогического работника к участию в мероприятиях по проведению ЕГЭ. То есть компенсация, выплачиваемая педагогическим работникам, привлеченным к организации и проведению ЕГЭ, исключает необходимость осуществления каких-либо из перечисленных в вопросе выплат (оплата труда, расходы на проезд, питание, суточные) в их адрес. Тем более педагогические работники в данном случае не связаны с Учебно-методическим центром, осуществляющим расходование целевой субсидии, трудовыми отношениями.
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта).
Расходы на выплаты по договорам гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг, заключенным с физическими лицами, подлежат отражению по соответствующим подстатьям, детализирующим статью 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ.
Расходы по выплате компенсаций педагогическим работникам, привлеченным к организации и проведению ЕГЭ, в Указаниях N 65н прямо не поименованы.
Оплата работ и услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225 КОСГУ, осуществляется с применением подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Соответственно, оплата заключенных договоров может быть осуществлена по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Кроме того, перечни расходов, приведенные в Разделе V Указаний N 65н, не являются закрытыми и не исключают отнесения на конкретные статьи (подстатьи) КОСГУ иных, не упоминаемых в таких перечнях, но аналогичных по экономическому содержанию расходов.
Так, в соответствии с Указаниями N 65н на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся в том числе:
- выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной;
- выплаты присяжным, народным, арбитражным заседателям, участвующим в судебном процессе, а также адвокатам в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Считаем, что компенсация педагогическим работникам за участие в подготовке и проведении ЕГЭ аналогична указанным выше расходам, что является дополнительным аргументом о правильности применения в данной ситуации подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
При этом обратите внимание, что расходы по уплате взносов, начисленных на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на оплату соответствующих договоров (смотрите положения Указаний N 65н в части подстатьи 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ).
НДФЛ
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ все перечисленные в нем виды компенсационных выплат (в пределах норм, утвержденных в соответствии с законодательством РФ), установленные действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, освобождены от обложения НДФЛ.
И хотя выплата работникам компенсации за подготовку и проведение ЕГЭ установлена законодательством, в указанной статье она не поименована, следовательно, такая выплата является объектом обложения НДФЛ.
Аналогичное мнение прозвучало в Письме Минфина РФ от 04.09.2009 N 03-04-06-01/232. Финансовым ведомством отмечено, что выплата компенсации работникам, привлекаемым к подготовке и проведению ЕГЭ, является ничем иным, как оплатой их труда, поэтому она подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
19 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите, например:
- Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 мая 2014 г. N 115 "О размере и порядке выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена";
- Постановление Правительства Вологодской области от 6 апреля 2015 г. N 283 "Об утверждении Положения о размере и порядке выплаты педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, компенсации за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена";
- Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 11 августа 2014 г. N 315 "Об установлении размера и Порядка выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена и признании утратившими силу некоторых постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области".
Аналогичного нормативного правового акта, действующего на территории Краснодарского края, нам найти не удалось.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним