Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
08.09.2015
- В казенном учреждении на забалансовом счете числятся основные средства стоимостью до 3 тыс. руб. - модемы, телефоны, источники бесперебойного питания, подлежащие списанию. Размер расходов по получению заключения от специализированной организации о техническом состоянии основных средств, подлежащих списанию, превышает их стоимость.
Можно ли списать и утилизировать основные средства на основании акта, составленного собственной комиссией управления без привлечения специализированной организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Списать основные средства, которые учитываются на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации", возможно на основании акта, составленного профильной комиссией управления без привлечения специализированной организации при наличии в составе комиссии технических специалистов.
2. В учреждении должны быть организованы мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов, в том числе и находящихся в списанных основных средствах.
При отсутствии в учреждении специалиста, способного дать заключение о наличии или отсутствии в технике драгоценных металлов, а также на которого могут быть возложены обязанности по демонтажу деталей, содержащих такие металлы, за оказанием таких услуг следует обратиться в специализированную организацию.
3. Основные средства, содержащие вредные для жизни и здоровья человека вещества, подлежат обязательной утилизации. Если в организации нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списанной технике вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, то для утилизации оргтехники лучше привлечь специализированную организацию.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что какие-либо особые случаи для списания объектов основных средств с забалансового учета положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), не предусмотрены. Списание таких объектов с забалансового учета следует осуществлять в порядке, предусмотренном для списания объектов основных средств, учитываемых на балансе учреждения.
При этом каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности, - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в госучреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). Положение об этой комиссии, а также ее состав утверждаются приказом руководителя госучреждения.
Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Списание объектов основных средств включает в себя следующие общие мероприятия:
1) определение технического состояния каждой единицы основных средств;
2) оформление необходимой документации;
3) получение разрешения на списание;
4) демонтаж, разборка;
5) утилизация объектов основных средств и постановка на учет материалов, полученных от их ликвидации;
6) списание объекта с учета учреждения.
Как правило, нормативными правовыми актами публично-правовых образований не устанавливается обязательность привлечения специализированной организации для представления технического заключения о состоянии компьютерной и офисной техники и необходимости ее списания.
Первоначальное заключение о техническом состоянии объекта основных средств дается комиссией учреждения по поступлению и выбытию основных средств. В случае, если квалификация специалистов, состоящих в комиссии, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности объекта к дальнейшей эксплуатации, первоначальное решение о необходимости списания принимается данной комиссией.
Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждением заключается соответствующий договор.
Таким образом, списать рассматриваемые в вопросе основные средства, которые учитываются на забалансовом счете 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации", возможно на основании акта, составленного профильной комиссией управления без привлечения специализированной организации при наличии в составе комиссии технических специалистов.
Обращаем Ваше внимание, что сделанный вывод справедлив в случае, если нормативным правовым актом уполномоченного органа власти (местного самоуправления) о порядке списания государственного (муниципального) имущества не установлено обязательное требование о наличии заключения от специализированной организации о состоянии списываемого имущества.
В списываемой в учреждении компьютерной и офисной технике в небольшом количестве могут присутствовать драгоценные металлы, а также опасные отходы.
Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются.
Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету.
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731). Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция N 68н).
В соответствии с п. 3.2 Инструкции N 68н, если у учреждения числятся на балансе объекты основных средств, содержащие драгоценные металлы, оно вправе:
- самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
- реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
- передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке для дальнейшего производства и аффинажа.
Первичная обработка лома драгоценных металлов предполагает подготовку собранного или заготовленного лома драгоценных металлов, включая демонтаж и разборку аппаратуры, производственного оборудования, вычислительной и прочей техники, с целью извлечения деталей и узлов, содержащих драгоценные металлы, с последующей их сортировкой для переработки. Переработка лома и отходов драгоценных металлов включает в себя использование механических, химических, металлургических и других процессов с целью извлечения драгоценных металлов в концентраты и другие полупродукты, предназначенные для аффинажа.
Таким образом, если драгоценные металлы содержатся в списываемых объектах имущества, принадлежащих казенному учреждению на праве оперативного управления, согласно требованиям действующего законодательства должностными лицами этого учреждения должны быть организованы мероприятия по сбору лома и отходов драгоценных металлов.
Подобные мероприятия прямо могут быть предусмотрены Актом о списании имущества и осуществляться учреждением:
- самостоятельно (если целесообразно выполнение этих мероприятий штатными специалистами);
- с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора.
При отсутствии в учреждении специалиста, способного дать заключение о наличии или отсутствии в технике драгоценных металлов, а также на которого могут быть возложены обязанности по демонтажу деталей, содержащих такие металлы, за оказанием таких услуг обращаются к специализированным организациям, заключая договор на утилизацию списанного в установленном порядке оборудования. При этом в инвентарной карточке учета объекта основных средств может быть сделана запись о том, что в данном оборудовании могут присутствовать драгоценные металлы, но их содержание будет определено после списания по результатам утилизации. Договором может быть предусмотрено, например:
- изъятие в ходе утилизации оборудования отдельных узлов (деталей), содержащих драгоценные металлы, с целью их возврата учреждению;
- приобретение специализированной организацией полученных в ходе выполнения работ по утилизации оборудования отдельных узлов (деталей), содержащих драгоценные металлы.
Включение в договор подобных условий позволит выполнить приведенные выше требования п. 4 ст. 22 Закона N 41-ФЗ и исключить какие-либо претензии со стороны контролирующих органов.
Кроме того, в оргтехнике могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.), и в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду она может быть отнесена к одному из классов опасных отходов (ст. 1, ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Учреждение может самостоятельно определить отсутствие вредных веществ и класс опасности отходов. Если же в организации нет специалиста, способного дать заключение об отсутствии в списанной технике вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности, то для утилизации оргтехники лучше привлечь специализированную организацию.
К сведению:
В соответствии со ст. 13 Закона N 41-ФЗ, п. 2 Инструкции о порядке ведения специального учета организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории РФ, утвержденной приказом Минфина России от 16.06.2003 N 51н, деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по осуществлению операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями подлежит специальному учету в государственных инспекциях пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты, в районе деятельности которых они прошли государственную регистрацию.
Ответственность за нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, предусмотрена ст. 19.14 КоАП, а ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - ст. 8.2 КоАП.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
20 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним