Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
09.09.2015
- Индивидуальный предприниматель реализует в розницу (в магазинах самообслуживания) периодические печатные издания, а именно: журналы детские с вложением в запакованной прозрачной упаковке, упакованные журналы для взрослых.
Пункты 1 и 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" содержат обязанность изготовителя (продавца) своевременно предоставлять информацию о товаре для правильного их выбора, а также перечень такой информации. Пункт 3 ст. 10 данного Закона предусматривает способы доведения такой информации. Информация об изготовителе (издателе) журналов содержится внутри журнала, на упаковке сведения о журнале не представлены.
Будут ли соблюдаться требования Закона о защите прав потребителей, если продавец будет иметь распакованный образец журнала для предоставления его потребителю или иметь информационное письмо от издателя с указанием такой информации (в магазине будет висеть объявление, что вся информация о запакованных журналах содержится у продавца)? Будет ли законным такой способ доведения информации до потребителя?
Если данный способ доведения информации недопустим, то каким способом продавец может довести данную информацию до потребителя?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, продавец вправе выбрать любой приемлемый для него и покупателя способ доведения обязательной информации о товаре. При этом выбранные продавцом способы доведения информации должны обеспечивать потребителю возможность получения всех необходимых ему сведений о товаре.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 495 Гражданского кодекса РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Покупатель, в свою очередь, вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (п. 2 ст. 495 ГК РФ).
Аналогичное положение о предоставлении информации о товаре содержится в п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1). Кроме того, названной нормой Закона N 2300-1 предусмотрено, что по отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. В этой связи отметим, что в отношении продажи периодических печатных изданий, в частности журналов, перечень и способы доведения до потребителя информации о данном виде товара Правительством РФ не установлены.
Вместе с тем ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации" предусмотрены обязательные сведения (выходные данные), которые должен содержать каждый выпуск периодического печатного издания. К ним, например, относятся: наименование (название) издания; учредитель (соучредители); фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет; тираж; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; адреса редакции, издателя, типографии; знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Соответственно, каждый потребитель должен иметь возможность ознакомиться с указанными сведениями (выходными данными).
Обязательные требования к содержанию информации о товарах и способах ее доведения поименованы в п. 2 ст. 10 Закона N 23100-1, а также в пунктах 10, 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи товаров). В силу названных норм информация о товарах доводится до потребителя в наглядной и доступной форме и в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров; цену в рублях и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя; информацию о правилах продажи товаров. Указанная информация может доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (п. 3 ст. 10 Закона N 2300-1).
Согласно п. 15 Правил продажи товаров информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов РФ и языках народов РФ.
В этой связи следует указать, что в соответствии с п.п. "д" п. 7 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" выбор способов доведения до покупателей информации о продавце и о предлагаемых для продажи товарах относится к компетенции хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность. При этом объем указанной информации должен соответствовать требованиям к содержанию информации о товарах и продавце, приведенным в п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1, пунктах 10, 11 Правил продажи товаров. Кроме того, покупателю должна быть предоставлена возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. При этом покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (п. 2 ст. 495 ГК РФ, п. 17 Правил продажи товаров).
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, продавец вправе выбрать любой приемлемый для него и покупателя способ доведения обязательной информации о товаре. При этом выбранные продавцом способы доведения информации должны обеспечивать потребителю возможность получения всех необходимых ему сведений о товаре.
К сожалению, нам не удалось обнаружить судебную практику и официальные разъяснения по данному вопросу. Обращаем Ваше внимание на то, что приведенная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией органов власти при рассмотрении конкретных дел.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
18 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним