Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

09.09.2015
ВОПРОС:
Индивидуальный предприниматель реализует в розницу (в магазинах самообслуживания) периодические печатные издания, а именно: журналы детские с вложением в запакованной прозрачной упаковке, упакованные журналы для взрослых.
Пункты 1 и 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" содержат обязанность изготовителя (продавца) своевременно предоставлять информацию о товаре для правильного их выбора, а также перечень такой информации. Пункт 3 ст. 10 данного Закона предусматривает способы доведения такой информации. Информация об изготовителе (издателе) журналов содержится внутри журнала, на упаковке сведения о журнале не представлены.
Будут ли соблюдаться требования Закона о защите прав потребителей, если продавец будет иметь распакованный образец журнала для предоставления его потребителю или иметь информационное письмо от издателя с указанием такой информации (в магазине будет висеть объявление, что вся информация о запакованных журналах содержится у продавца)? Будет ли законным такой способ доведения информации до потребителя?
Если данный способ доведения информации недопустим, то каким способом продавец может довести данную информацию до потребителя?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, продавец вправе выбрать любой приемлемый для него и покупателя способ доведения обязательной информации о товаре. При этом выбранные продавцом способы доведения информации должны обеспечивать потребителю возможность получения всех необходимых ему сведений о товаре.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 495 Гражданского кодекса РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Покупатель, в свою очередь, вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (п. 2 ст. 495 ГК РФ).
Аналогичное положение о предоставлении информации о товаре содержится в п. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1). Кроме того, названной нормой Закона N 2300-1 предусмотрено, что по отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. В этой связи отметим, что в отношении продажи периодических печатных изданий, в частности журналов, перечень и способы доведения до потребителя информации о данном виде товара Правительством РФ не установлены.
Вместе с тем ст. 27 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации" предусмотрены обязательные сведения (выходные данные), которые должен содержать каждый выпуск периодического печатного издания. К ним, например, относятся: наименование (название) издания; учредитель (соучредители); фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет; тираж; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; адреса редакции, издателя, типографии; знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Соответственно, каждый потребитель должен иметь возможность ознакомиться с указанными сведениями (выходными данными).
Обязательные требования к содержанию информации о товарах и способах ее доведения поименованы в п. 2 ст. 10 Закона N 23100-1, а также в пунктах 10, 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи товаров). В силу названных норм информация о товарах доводится до потребителя в наглядной и доступной форме и в обязательном порядке должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах товаров; цену в рублях и условия приобретения товаров; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя; информацию о правилах продажи товаров. Указанная информация может доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (п. 3 ст. 10 Закона N 2300-1).
Согласно п. 15 Правил продажи товаров информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, обязательными требованиями стандартов, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров. Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов РФ и языках народов РФ.
В этой связи следует указать, что в соответствии с п.п. "д" п. 7 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" выбор способов доведения до покупателей информации о продавце и о предлагаемых для продажи товарах относится к компетенции хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность. При этом объем указанной информации должен соответствовать требованиям к содержанию информации о товарах и продавце, приведенным в п. 2 ст. 10 Закона N 2300-1, пунктах 10, 11 Правил продажи товаров. Кроме того, покупателю должна быть предоставлена возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. При этом покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле (п. 2 ст. 495 ГК РФ, п. 17 Правил продажи товаров).
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, продавец вправе выбрать любой приемлемый для него и покупателя способ доведения обязательной информации о товаре. При этом выбранные продавцом способы доведения информации должны обеспечивать потребителю возможность получения всех необходимых ему сведений о товаре.
К сожалению, нам не удалось обнаружить судебную практику и официальные разъяснения по данному вопросу. Обращаем Ваше внимание на то, что приведенная позиция является лишь нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией органов власти при рассмотрении конкретных дел.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

18 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики