Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
09.09.2015
- В бюджетном учреждении установлен терминал по приему платежей с использованием банковских карт в кассе учреждения. Если через терминал за месяц не проходит определенный объем платежей по условиям договора, учреждение оплачивает комиссию в 1000 рублей. Контрагент (банк, оператор платежной системы) прислал письмо - уведомление о необходимости уплаты комиссии.
На основании каких документов бюджетным учреждением могут быть приняты обязательства по оплате указанной комиссии?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие обязательств по оплате комиссии возможно на основании положений заключенного договора и письма - уведомления, если данные условия оговорены в конкретных пунктах договора.
Обоснование вывода:
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ; п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Такие документы могут оформляться в учреждении или поступать от контрагентов.
Формы первичных документов обязательно должны содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 7 Инструкции N 157н:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование субъекта учета, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- информация, необходимая для представления субъектом учета (администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
- подписи лиц, предусмотренных в абзаце девятом п. 7 Инструкции N 157н, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Для подтверждения законности (обоснованности, эффективности) той или иной хозяйственной операции, отражаемой в учете, к первичным учетным документам, как правило, прилагаются самые различные дополнительные документы.
К таким документам, прежде всего, относятся договоры (контракты) или их копии со всеми приложениями и дополнениями. Чем подробнее в этих документах будут описаны условия, спецификации, ответственные лица и прочие существенные обстоятельства, тем меньше вопросов будет возникать у контролирующих органов.
Согласно п. 1 ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Плата за услуги банка может взиматься банком по истечении каждого квартала из денежных средств клиента, находящихся на счете, если иное не предусмотрено договором банковского счета (п. 2 ст. 851 ГК РФ).
Платежный терминал - это устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (ст. 1 Федерального закона N 54-ФЗ*(1)). При переводе средств через устройства самообслуживания (платежный терминал) взимается комиссия в соответствии с тарифами банка.
Комиссионное вознаграждение банка по договору эквайринга является платой за оказанные услуги по осуществлению расчетной операции - перевод денежных средств получателю.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-I) банк вправе по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом, устанавливать комиссионное вознаграждение по операциям.
К банковским операциям относятся, в частности, осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам, осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов) (п.п. 4, 9 части первой ст. 5 Закона N 395-I). Кредитная организация вправе также совершать иные сделки, как поименованные в ст. 5 Закона N 395-I, так и не предусмотренные этой нормой напрямую (части третья и четвертая указанной статьи).
В соответствии с п.п. 1.5, 1.6, 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием" кредитные организации - эмитенты платежных карт осуществляют расчеты по операциям с платежными картами за счет денежных средств, находящихся на банковском счете клиента или электронных денежных средств; на территории РФ кредитные организации осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт (эквайринг).
Действующее законодательство не требует от сторон договора эквайринга подтверждения исполнения сторонами своих обязательств путем составления актов или иных документов.
Поэтому, если в заключенном учреждением договоре отсутствуют условия об оформлении дополнительной документации на взимаемую комиссию в случае не достижения определенного объема платежей, принятие обязательств по оплате комиссии возможно на основании положений заключенного договора*(1).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерские документы в госучреждении;
- Энциклопедия решений. Учет обязательств, принятых бюджетным (автономным) учреждением.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
20 августа 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Возможность отражения в учете обязательств на оплату комиссионного вознаграждения на основании заключенного договора подтверждается содержанием разъяснений уполномоченных органов:
- Вопрос: Государственное бюджетное учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает услуги населению, плата за которые поступает в том числе через банковские терминалы. На лицевой счет учреждения денежные средства, оплаченные через терминал, перечисляются за вычетом комиссионного вознаграждения за услуги банка. Как следует отразить операции по оплате услуг через терминал в бухгалтерском учете учреждения? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 3, май-июнь 2014 г.).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним