Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.09.2015
ВОПРОС:
В рамках приносящей доход деятельности некачественно оказана услуга. Данный факт признается должностными лицами учреждения здравоохранения. В случае обращения пациента в суд наиболее вероятно принятие решения о возмещении бюджетным учреждением пациенту материальных затрат и морального вреда в связи с некачественно оказанной услугой.
Может ли учреждение возместить материальные затраты и моральный вред в связи с некачественно оказанной услугой за счет средств от приносящей доход деятельности без судебного разбирательства (без исполнительного листа)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности вправе осуществлять любые расходы, в том числе и расходы на возмещение материальных затрат и морального вреда в связи с некачественно оказанной услугой, достаточно лишь предусмотреть соответствующее направление расходов в Плане ФХД.

Обоснование вывода:
Положения законодательства свидетельствуют о возможности самостоятельного распоряжения бюджетным учреждением всеми полученными доходами, в частности:
1) доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ);
2) для бюджетных учреждений прямо предусмотрено ограничение распоряжения только (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ):
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
- недвижимым имуществом.
Денежными же средствами, являющимися иным движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом N 7-ФЗ.
Следовательно, и средствами субсидий, являющихся финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, и доходами, полученными от приносящей доход деятельности (при соблюдении определенных условий), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и собственных средств учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Иными словами, бюджетное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности вправе осуществлять любые расходы, в том числе и расходы на возмещение материальных затрат и морального вреда в связи с некачественно оказанной услугой, достаточно лишь предусмотреть соответствующее направление расходов в Плане ФХД.
В ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-Ф3) предусмотрен порядок обращения взыскания на средства бюджетных учреждений, согласно которому обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, направленных судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника. При этом порядок, указанный в ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, не ограничивает бюджетное учреждение в праве самостоятельного распоряжения средствами, предусмотренного законодательством.

К сведению:
Расходы учреждения здравоохранения по возмещению пациенту морального и физического вреда, взысканного по решению суда в связи с некачественным оказанием медицинской помощи, включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС (смотрите письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 06.06.2013 N 4509/21-и).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Особенности правового положения бюджетных (автономных) учреждений;
- Энциклопедия решений. Сравнительный анализ правового положения различных типов госучреждений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

24 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики