Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

15.09.2015
ВОПРОС:
На основании каких нормативных документов возможно (и возможно ли вообще) открывать депозитные счета в коммерческих банках юридическому лицу с организационно-правовой формой "муниципальное автономное учреждение" и размещать в депозит средства субсидий на выполнение муниципального задания и средства от приносящей доход деятельности?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципальное автономное учреждение вправе открывать депозитные счета в кредитных организациях.
Автономные учреждения могут размещать временно свободные денежные средства субсидий на выполнение муниципального задания на депозитах в кредитных организациях, если условиями предоставления данных субсидий не предусмотрено иное, а также средства от приносящей доход деятельности.

Обоснование вывода:
Автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий. Целевые субсидии и бюджетные инвестиции, предоставляемые автономным учреждениям, используются в порядке, определенном действующим законодательством.
Субсидии зачисляются на счета федеральных автономных учреждений, открытые ими в кредитных организациях, или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ.
Автономное учреждение самостоятельно использует полученную из бюджета субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания, неся при этом ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя.
Следует отметить, что доходы автономного учреждения (к которым относятся и средства субсидии и средства от приносящей доход деятельности) поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом N 174-ФЗ (п. 8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Автономные учреждения вправе осуществлять операции с поступающими им средствами через счета, открываемые в кредитных организациях (ч. 3 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
Особенности заключения договора банковского вклада (депозита) установлены главой 44 ГК РФ. По такому договору одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты по ней на условиях и в порядке, предусмотренных договором (п. 1 ст. 834 ГК РФ).
Отметим, что запрета либо ограничений на открытие счета на основании договора банковского вклада (депозита) некоммерческим организациям, созданным в форме автономного учреждения, а также размещение на нем средств законодательство не содержит. Операции по поступлению (выбытию) денежных средств, размещенных на депозитных счетах автономного учреждения, оформляются в учете в порядке, предусмотренном п. 79 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.
Решение об открытии банковских счетов в конкретной кредитной организации принимается руководителем автономного учреждения после рассмотрения заключения наблюдательного совета (п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, если условиями доведения субсидии не было предусмотрено такого запрета, то, по нашему мнению, автономные учреждения могут размещать любые денежные средства на депозитах в кредитных организациях.
При этом размещение на депозитных счетах в учреждениях банков свободных остатков средств, полученных в виде субсидий, может быть рассмотрено как форма сохранения, а не расходования денежных средств. Косвенно данный вывод подтверждается и разъяснениями специалистов финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 02.02.2015 N 03-03-06/1/3926, от 01.08.2013 N 03-03-06/4/30833, от 06.10.2009 N 03-03-06/4/83).
В заключение отметим, что при принятии решения о размещении временно свободных средств, полученных в виде субсидий, по нашему мнению, автономному учреждению необходимо учитывать все возможные риски и последствия. Так, средства могут размещаться на депозиты в кредитных организациях, отвечающих определенным требованиям, например:
- наличие генеральной лицензии на осуществление банковских операций;
- отсутствие санкций Банка России в форме запрета на совершение отдельных банковских операций и открытие филиалов и др.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Счета бюджетных и автономных учреждений в кредитных организациях;
- Энциклопедия решений. Порядок использования средств, полученных по госконтракту бюджетным (автономным) учреждением, которое является поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

25 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики