Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

21.09.2015
ВОПРОС:
Какие документы организация должна оформлять, когда осуществляет доставку клиенту его документов, ранее переданных клиентом организации на хранение (в рамках договора на хранение), автомобильным транспортом собственными силами или с привлечением стороннего перевозчика (указанная перевозка оплачивается дополнительно)? В каких случаях это должна быть товарно-транспортная накладная, а в каких случаях - товарная накладная? Можно ли вносить изменения в товарно-транспортную накладную или товарную накладную по своему усмотрению, или нужно создать свою форму накладной и использовать ее при доставках?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При использовании Вашей организацией собственного транспорта для доставки документации составление транспортной накладной не требуется. В этом случае можно составить товарно-транспортную накладную.
Если для транспортировки привлекается сторонняя организация, то необходимо составление транспортной накладной.
Утвержденная Госкомстатом РФ форма товарно-транспортной накладной не является обязательной к применению. Поэтому Ваша организация вправе разработать собственную форму подобного документа, которая должна содержать ряд обязательных реквизитов.
Законодательство не содержит запрета на внесение дополнительных реквизитов в форму транспортной накладной.

Обоснование вывода:
Согласно части 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
При этом первичные учетные документы являются также и подтверждением данных налогового учета (ст. 313 НК РФ).
Однако применение транспортной накладной (далее - ТН) и товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) различается.
В части составления ТН сообщаем.
ТН, форма которой приведена в Приложении N 4 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила), исходя из п. 2 ст. 785 ГК РФ, части 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", является документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза.
Следовательно, если Ваша организация в рассматриваемой ситуации доставляет документы покупателю своим транспортом на основании и во исполнение договора на хранение, то есть договор перевозки не заключается, то оформлять ТН нет необходимости.
Соответственно, в случае, когда Ваша организация привлекает для перевозки документов транспортную организацию, то составление ТН обязательно. ТН составляется в 3 экземплярах (оригиналах) для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика и подписывается грузоотправителем и перевозчиком (их уполномоченными лицами). Об этом говорится в п. 9 Правил.
В части составления товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) сообщаем.
Прежде всего отметим, что в настоящее время формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). Сказанное справедливо и в отношении ТТН (унифицированная форма N 1-Т утверждена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78).
В то же время, учитывая, что форма ТТН содержит все необходимые реквизиты, поименованные в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, считаем, что она может использоваться при оформлении перевозок товарно-материальных ценностей, если организация примет соответствующее решение.
Как следует из Указаний по применению и заполнению ТТН (далее - Указания), ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. ТТН состоит из двух разделов:
- товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
- транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями - владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Однако порядок оборота ТТН, предусмотренный нормами Указаний, свидетельствует, что ТТН оформляется в тех случаях, когда товарно-материальные ценности доставляются от продавца до покупателя с привлечением сторонней (транспортной) организации. В частности, в Указаниях говорится, что третий и четвертый экземпляры ТТН, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.
Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый - прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
Таким образом, можно сделать вывод, что в случае, когда груз доставляется грузополучателю собственными силами грузоотправителя, составление ТТН не обязательно. Грузоотправителю будет достаточно путевого листа и товаросопроводительного документа (например товарной накладной).
Вместе с тем в анализируемой ситуации Ваша организация взимает дополнительную плату за доставку документации клиенту.
В письмах Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333, УФНС России по г. Москве от 26.09.2012 N 16-15/091083@ разъясняется, что затраты на услуги сторонних организаций по перевозке грузов могут быть учтены налогоплательщиком в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, при наличии оформленной ТТН.
Значит, если следовать позиции официальных органов, то организация - собственник документации сможет учесть расходы на ее перевозку при наличии ТТН.
Поэтому, принимая также во внимание норму п. 2 Инструкции Минфина СССР, Госбанка СССР, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР, Минавтотранспорта РСФСР от 30.11.1983 N 156, 30, 354/7, 10/998 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом", мы считаем составление ТТН в Вашем случае возможным (смотрите также определение ВАС РФ от 19.03.2008 N 3284/08).
В части внесения изменений в формы ТН и ТТН сообщаем.
Как уже было указано нами выше, на сегодняшний день применение утвержденной Госкомстатом РФ формы ТТН не обязательно. В этой связи мы полагаем, что Ваша организация вправе ввести в применяемую форму, разработанную на основании ТТН, дополнительные реквизиты. Главное условие - наличие в применяемой форме всех перечисленных в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ обязательных реквизитов (п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н)).
ТН - документ, форма которой утверждена Правительством РФ и применение которой является обязательным (смотрите информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).
Однако ни Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ни Правила не запрещают вводить в ТН необходимые дополнительные реквизиты (строки, пункты). Учитывая изложенное, считаем, что организации вправе дополнить утвержденную форму ТН необходимыми дополнительными реквизитами.
Разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к анализируемой ситуации нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

3 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики