Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

01.10.2015
ВОПРОС:
В случае исключения участника (генеральный директор ООО с долей в уставном капитале 50%) из ООО в судебном порядке в связи с недобросовестным поведением такого участника (в рассматриваемом случае не идет речь о каком-либо определенном основании для исключения участника из ООО) необходимо доказать только факт причинения обществу убытков или необходимо рассчитать размер таких убытков?
ОТВЕТ:

К сожалению, дать однозначный ответ на вопрос не представляется возможным. Поясним почему.
Участник ООО может быть исключен из общества по решению суда по одному из следующих оснований (абзац четвёртый п. 1 ст. 67 ГК РФ, ст. 10 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО):
- если он грубо нарушает свои обязанности, предусмотренные законом или уставом общества;
- если он своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества;
- если он своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет деятельность общества и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами товарищества или общества.
Исключение участника из ООО является крайней мерой, связанной с лишением права на долю в уставном капитале общества, которая может применяться лишь тогда, когда последствия действий участника не могут быть устранены без лишения нарушителя возможности участвовать в управлении обществом. При этом исключение участника ООО, обладающего долей в размере более 50% уставного капитала, возможно только в том случае, если участники общества в соответствии с его уставом не имеют права свободного выхода из общества (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.05.2012 N 151, далее - Письмо ВАС N 151).
Пленум ВС РФ в п. 35 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление ВС N 25) разъяснил, что при рассмотрении дел об исключении участника из хозяйственного общества суд дает оценку степени нарушения участником своих обязанностей, а также устанавливает факт совершения участником конкретных действий или уклонения от их совершения и наступления (возможности наступления) негативных для общества последствий.
Однако следует обратить внимание на то, что в зависимости от основания для исключения участника из ООО факт причинения исключаемым участником убытков обществу не всегда подлежит доказыванию.
Например, в случае совершения участником действий, заведомо противоречащих интересам общества, при выполнении функций единоличного исполнительного органа, если эти действия причинили значительный вред и (или) сделали невозможной деятельность общества либо существенно ее затруднили, достаточно доказать, что исключаемый участник нарушил требования п. 3 ст. 53 ГК РФ и п. 1 ст. 44 Закона об ООО, которые предписывают единоличному исполнительному органу общества действовать в интересах общества добросовестно и разумно (постановления Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 12771/10, ФАС Московского округа от 04.07.2013 N Ф05-4668/13). Об особенностях доказывания недобросовестности исполнительных органов общества смотрите также постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица".
Чтобы исключить из общества участника на основании ст. 10 Закона об ООО в связи с систематической неявкой на собрания, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- систематическое уклонение участника от участия в собраниях заведомо влекло существенное затруднение деятельности общества или делало ее невозможной. При этом суд должен установить отсутствие уважительных причин неявки участника либо его представителя на общие собрания (п. 6 Письма ВАС РФ N 151);
- наличие причинно-следственной связи между уклонением участника от участия в общих собраниях и наступившими неблагоприятными для общества последствиями в виде невозможности принять решение, имеющее для него важное хозяйственное значение (п. 7 Письма ВАС РФ от 24.05.2012 N 151);
- соблюдение процедуры проведения общего собрания, в том числе надлежащего извещения участника о дате, времени и месте проведения собрания (п. 8 Письма ВАС РФ N 151).
Что касается необходимости определения размера убытков (в случае, когда для исключения участника из ООО требуется доказать наличие убытков), то отметим следующее.
В судебной практике распространен подход, признающий, что для исключения участника из ООО по установленным законом основаниям доказыванию подлежит наличие убытков, противоправность действий участника, наличие неблагоприятных последствий для общества и причинно-следственной связи между действиями исключаемого участника и наступившими последствиями (смотрите, например, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.04.2011 по делу N А43-28024/2010, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 N 09АП-40973/13, от 23.12.2013 N 09АП-41584/13, от 24.02.2015 N 09АП-931/15). Встречается и противоположный подход, когда суды отказывают в удовлетворении исков об исключении участника из ООО, в том числе и по причине недоказанности размера причиненных участником убытков (смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 N 09АП-52033/14, от 12.03.2015 N 09АП-2907/15).
В случае предъявления к исключаемому из ООО участнику также требования о взыскании с него причиненных убытков следует учитывать, что в силу ст. 15 ГК РФ возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности и ее применение возможно лишь при наличии определенных условий. Пленум ВС РФ в п. 12 Постановления N 25 указал, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Баркова Лилия

Ответ прошел контроль качества

16 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики