Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

02.10.2015
ВОПРОС:
Организация находится на общей системе налогообложения. Основной вид деятельности - оказание транспортных услуг грузовым транспортом. На балансе организации находится одно транспортное средство. На протяжении последних трех лет деятельность организацией не ведется. В штате организации - один директор, он же учредитель. Расчетный счет организации из-за отсутствия движения денежных средств в течение 2-х лет закрыт по инициативе банка. Кассовый аппарат в организации отсутствует (до некоторого времени организация работала по ЕНВД). По предложению налогового органа организация намерена закрыться. Возникает необходимость продать транспортное средство и погасить возникшую задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество.
Возможно ли уплатить налоги наличными денежными средствами?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, организация-налогоплательщик вправе осуществить оплату налогов наличными денежными средствами через своего законного представителя - директора, если данная выплата производится за счет собственных средств организации. Этот факт может подтверждаться расходными кассовыми ордерами, по которым директор получил деньги для уплаты налогов. Кроме того, платежные документы должны позволять четко идентифицировать платеж и налогоплательщика-организацию.
Однако не исключаем, что налоговые органы могут придерживаться иного мнения.

Обоснование вывода:
Согласно п. 4 ст. 58 НК РФ уплата налога производится в наличной или безналичной форме.
В то же время возможность уплаты налогов наличными денежными средствами предусмотрена лишь для физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) (пп. 3 ст. 3, ст. 45 НК РФ, п. 1.4 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П), письма Минфина России от 11.07.2014 N 03-02-08/33873, от 03.06.2008 N 03-02-07/1-203).
Из совокупности норм налогового и банковского законодательства РФ следует, что организации могут уплачивать налоги исключительно в безналичном порядке через расчетный счет (пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", п. 1.4 Положения N 383-П). Только с момента предъявления платежного поручения в банк (при наличии на счете налогоплательщика достаточного денежного остатка на день платежа) обязанность организации по уплате налога будет считаться исполненной. На это неоднократно указывало финансовое ведомство (письма Минфина России от 24.10.2013 N 03-02-07/1/44732, от 20.05.2013 N 03-02-08/17543, от 28.06.2010 N 03-02-07/1-296).
Причем, как разъясняется в письме ФНС России от 31.03.2015 N БС-4-11/5231@, физическое лицо не может произвести уплату налогов за организацию путем внесения наличных денежных средств в банк. И это справедливо, ведь п. 1 ст. 45 НК РФ в общих случаях обязывает налогоплательщика самостоятельно уплачивать налоги, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств. Однако сказанное, полагаем, не касается случаев представительства, прямо допускаемого в налоговых правоотношениях (ст.ст. 26-28 НК РФ).
Так, согласно п. 1 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя (если иное не предусмотрено НК РФ). Логично предположить, что и уплата налогов может быть произведена через представителя налогоплательщика, что отмечалось еще в письме МНС России от 21.06.1999 N 18-1-04/920.
При этом необходимо учитывать, что обязанность по уплате налога налогоплательщиком будет считаться исполненной только в том случае, если представитель действует от имени и за счет денежных средств представляемого лица (письма Минфина России от 20.05.2013 N 03-02-08/17543, от 14.02.2013 N 03-02-08/6). Как указали судьи в определении Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О, на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
Подобные разъяснения содержатся и в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46, касающемся возможности уплаты со счета представителя госпошлины (также относящейся к налоговым сборам). Смотрите также письма Минфина России от 19.12.2014 N 03-05-04-03/65941, от 28.10.2013 N 03-05-05-03/45599, от 11.09.2013 N 03-05-06-03/37427, от 14.12.2012 N 03-05-04-03/99, от 23.11.2012 N 03-02-08/100.
Как следует из п. 1 ст. 27 НК РФ, директор организации является её законным представителем.
Учитывая изложенное, полагаем, что организация-налогоплательщик вправе произвести уплату налогов в наличной форме через своего законного представителя - директора (путем внесения в кассу банка наличных денежных средств, принадлежащих организации).
При этом для того, чтобы платеж мог быть зачтен в счет исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате соответствующего налога, необходимо выполнить ряд условий*(1):
а) платежный документ должен содержать информацию о том, что налог оплачен от имени организации, а не его представителя;
б) уплата налога должна производиться именно за счет денежных средств организации (а не директора), что может подтверждаться расходными кассовыми ордерами, по которым представитель получил деньги для оплаты налогов;
в) уплата должна быть произведена таким образом, который позволяет идентифицировать поступившие платежи (приказ Минфина России от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации"). То есть платежная квитанция (отдельная для каждого налога) должна содержать, как минимум:
- наименование налога с указанием соответствующего КБК, на который зачисляется платеж;
- номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ);
- наименование и реквизиты налогоплательщика-организации.
В противном случае обязанность налогоплательщика-организации по уплате налогов не может быть признана исполненной.
Обращаем внимание, что позиция, изложенная в ответе, может не совпадать с позицией контролирующих органов.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Порядок уплаты налогов (авансовых платежей по налогу) в бюджет;
- Энциклопедия решений. Расчеты наличными денежными средствами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

15 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Аналогичную позицию заняли суды в деле N А32-40589/2013, касающемся уплаты законным представителем организации страховых взносов наличными денежными средствами, точку в котором поставил Верховный Суд определением от 04.06.2015 N 308-КГ15-4927 (решение АС Краснодарского края от 18.09.2014 N А32-40589/13, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2014 N 15АП-18790/14, АС Северо-Кавказского округа от 12.02.2015 N Ф08-10783/14). Несмотря на то что дело касалось страховых взносов, а не налоговых платежей, имеющих различную социально-правовую природу, логику судов вполне можно применить к налоговым правоотношениям, учитывая наличие в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" положений о представительстве, подобных положениям налогового законодательства.

Все консультации данной рубрики