Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

06.10.2015
ВОПРОС:
Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период.
Обязан ли работодатель, выделяя сотрудникам материальную помощь приказом на оказание материальной помощи, требовать от сотрудника заявление на оказание материальной помощи (для того, чтобы сумма не подлежала обложению страховыми взносами), если оказание материальной помощи предусмотрено коллективным договором?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательством РФ не закреплена возможность работодателя оказать материальную помощь работникам только на основании заявлений от них.

Обоснование вывода:
В силу ст. 8, ст. 9, части третьей ст. 41 ТК РФ работодатель вправе предусмотреть в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах или трудовом договоре условия труда, улучшающие положение работников по сравнению с нормами трудового законодательства, а также дополнительные гарантии и компенсации.
При этом в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать не только трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но и локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Таким образом, если в коллективном договоре определены случаи, условия выплаты работникам материальной помощи, то работодатель обязан производить эти выплаты на предусмотренных в договоре условиях и порядке.
Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) определен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Кроме того, объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных организацией за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
В письме ПФР и ФСС РФ от 29.07.2014 NN НП-30-26/9660, 17-03-10/08-2786П разъяснено, что выплаты, производимые организацией в пользу работников в соответствии с коллективным договором (материальная помощь, единовременная выплата работникам, уходящим на пенсию, компенсация стоимости путевок, адресная социальная помощь, оплата стоимости лечения и медикаментов, выплата в размере среднего заработка работникам-донорам, оплата за время прохождения военных сборов и подготовки к ним, допризывной подготовки), на основании действующих положений ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке с учетом положений ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Иными словами, к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные трудовыми, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя (письмо Минздравсоцразвития России от 23.03.2010 N 647-19). Исключение составляют лишь суммы, перечисленные в п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, не подлежащие обложению страховыми взносами (письмо Минздравсоцразвития от 16.03.2010 N 589-19). Указанный перечень является закрытым.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не подлежат обложению страховыми взносами в размере, не превышающем 4000 рублей на одного работника за календарный год. Материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, является объектом обложения страховыми взносами только в части, превышающей 4000 рублей на работника за календарный год (письма Минздравсоцразвития России от 05.04.2010 N 5905-17, от 17.05.2010 N 1212-19, ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).
Традиционно считается, что материальная помощь выплачивается по заявлению работника, в котором он указывает причины обращения за помощью. На основании заявления руководитель организации принимает решение о выплате материальной помощи. В случае принятия положительного решения на основании заявления издается приказ о выдаче материальной помощи (смотрите, например, раздел V Положения о порядке выплаты ... материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим центрального аппарата ФНС, руководителям управлений ФНС по субъектам РФ и начальникам межрегиональных инспекций (утвержденного в Приложении N 1 к приказу ФНС России от 02.10.2009 N ММ-7-5/483@), раздел II Положения о порядке выплаты материальной помощи гражданским служащим (работникам) центрального аппарата Федерального казначейства (утвержденного в Приложении N 3 к приказу Федерального казначейства от 20.12.2007 N 9н)).
Унифицированной формы такого приказа законодательством не предусмотрено, следовательно, он составляется в произвольной форме. При этом в приказе о выплате материальной помощи следует указать фамилию, имя и отчество лица, получающего помощь, причину выдачи материальной помощи, сумму материальной помощи.
В то же время основанием для выплаты материальной помощи может являться либо заявление работника с резолюцией руководителя о ее выплате, либо приказ руководителя, изданный на основании заявлений работников (смотрите, например, п. 4.3 Положения об оплате труда работников территориальных органов ПФР и ИЦПУ (утвержденного в Приложении 7 к постановлению Правления ПФР от 20.06.2007 N 145п)).
При этом ни Законом N 212-ФЗ, ни другими нормами законодательства РФ не закреплена возможность работодателя оказать материальную помощь работникам только при наличии заявлений от них.
В Вашем случае выплата материальной помощи предусмотрена в коллективном договоре. Полагаем, что материальная помощь может быть выплачена по инициативе работодателя на основании его приказа и при отсутствии заявления (смотрите, например, п. 5.1 Положения о порядке оплаты и стимулирования труда работников центрального аппарата ФСС РФ (утвержденного в Приложении 3 к приказу ФСС РФ от 06.05.2006 N 104), п. 20 Положения о премировании работников центрального аппарата Федеральной аэронавигационной службы, оказании им материальной помощи и о единовременной выплате при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (утвержденного приказом Федеральной аэронавигационной службы от 31.08.2006 N 33)).
В то же время из арбитражной практики следует, что отсутствие заявлений работников на выплату материальной помощи может привести к претензиям со стороны проверяющих (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.07.2013 N Ф08-4064/13 по делу N А32-13406/2011, решение АС Красноярского края от 12.10.2012 по делу N А33-10333/2012).
На наш взгляд, отсутствие заявлений не является основанием для признания выплаты в виде материальной помощи, носящей социальный характер, объектом обложения страховыми взносами.
В этой связи приведем постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12, в котором судьи пришли к выводу, что выплаты социального характера (в частности, единовременные пособия в связи с выходом на пенсию, дополнительная материальная помощь в связи со смертью членов семьи, материальная помощь одиноким матерям (отцам), вдовам, воспитывающим детей без мужа (жены), материальная помощь работникам, являющимся многодетными матерями (отцами), материальная помощь работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида; частичная компенсация стоимости стоматологических услуг), основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.02.2014 N Ф07-184/14 по делу N А44-3042/2013, от 17.03.2014 N Ф07-819/14 по делу N А56-29412/2013, от 23.12.2013 N Ф07-4213/13 по делу N А05-11204/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.05.2013 N Ф02-2117/13 по делу N А33-10333/2012, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 N 07АП-6847/15, от 11.08.2015 N 07АП-6554/15, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 N 08АП-6916/15, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 N 04АП-5253/13).
В то же время, если материальная помощь носит характер оплаты труда, решение судей может быть иным. Например, применительно к ЕСН в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.04.2013 N Ф04-1372/13 по делу N А46-24705/2012 основанием для доначисления явилось невключение в налоговую базу для исчисления единого социального налога суммы единовременной материальной помощи при уходе в ежегодный трудовой отпуск. Было установлено, что локальным актом - приказом об очередных отпусках данные выплаты гарантированы работникам наравне с другими вознаграждениями при выполнении ими некоторых условий (в частности, соблюдения работником трудовой дисциплины), рассчитываются в зависимости от тарифной ставки работника или его оклада (в размере до 15% среднемесячной заработной платы); основанием для начисления материальной помощи являлся приказ руководителя о ее выплате; матпомощь была выплачена всем работникам общества, имевшим право на отпуск; спорные выплаты отражались в бухгалтерском учете на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", то есть входили в установленную налогоплательщиком систему оплаты труда.
На наш взгляд, признаки оплаты труда трудно усмотреть при оказании материальной помощи, оказываемой работодателями работникам в суммах, не превышающих 4000 руб. на одного работника за расчетный период (как в вашем случае), поэтому отстоять свою позицию, сославшись на социальную направленность матпомощи, организация может и при отсутствии заявлений. В то же время, если речь идет о будущих выплатах, наличие заявлений сотрудников снизит вероятность претензий органов контроля за уплатой страховых взносов.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет материальной помощи, предоставляемой работникам;
- Энциклопедия решений. Материальная помощь, не облагаемая страховыми взносами.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

14 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики