Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

06.10.2015
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение планирует заключить договор на техническое обслуживание и ремонт автомобиля, в рамках которого будут приобретены автомобильные шины (зимние) и аккумулятор, а также произведена замена летних автомобильных шин на зимние и аккумулятора на новый. Летние автомобильные шины будут храниться на складе учреждения. Работы будут оформлены актом выполненных работ (заказ-нарядом). Условиями договора предоставление накладной не предусмотрено.
По какой статье КОСГУ следует произвести оплату?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В указанной ситуации расходы, исходя из их экономического содержания, целесообразно оплатить за счет двух статей (подстатей) КОСГУ:
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части стоимости приобретенных запасных частей);
- 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" (в части стоимости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля).

Обоснование вывода:
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции.
В то же время нередко формулировки, содержащиеся в договорах, счетах, актах, накладных и иных документах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает бюджетное учреждение. В таких случаях при обосновании своей позиции должностные лица, по нашему мнению, должны определить характер обязательств, руководствуясь положениями гражданского законодательства.
Поэтому отнесение расходов по оплате обязательств по конкретным договорам на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ зависит в первую очередь от предмета договора (контракта). При этом предусмотренный порядок документального оформления расходов, во избежание разногласий с контролирующими органами, должен подтверждать, что учреждение принимает именно те работы (материальные ценности, услуги), выполнение (поставка, оказание) которых было обозначено в качестве предмета договора (контракта).
Отметим, что техническое обслуживание представляет собой комплекс работ (операций), направленных на предупреждение отказов и неисправностей, обеспечение полной работоспособности автотранспортного средства (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.
Таким образом, если договор на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства предусматривает замену конкретных запчастей и их стоимость включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства, то такую установку запчастей следует рассматривать как неотъемлемую часть услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства.
Иными словами, если предметом государственного контракта (договора) являются работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля, то на основании актов должны приниматься именно такие работы. При этом стоимость отдельных видов работ и использованных материальных ценностей, перечисленных в заказ-наряде, должна учитываться при составлении данных актов*(1).
В соответствии с требованиями Указаний N 65н расходы по оплате такого контракта (договора) должны быть оплачены за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
В то же время при приобретении автомобильных шин и аккумуляторов в рамках договора на техническое обслуживание и ремонт транспортного средства и оплате расходов в рамках такого договора за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ у учреждения возникают риски возникновения претензий со стороны контролирующих органов. В первую очередь это связано с особым порядком учета и списания аккумуляторов и автомобильных шин учреждениями госсектора. Кроме того, в отдельных случаях замена одних запасных частей на другие не будет связана с ремонтом или техническим обслуживанием автомобиля, например, при замене сезонных шин.
По экономическому смыслу в рассматриваемой ситуации наряду с работами по обслуживанию и ремонту автомобиля учреждением приобретаются нефинансовые активы (зимние шины), поэтому, по нашему мнению, заключаемый договор должен включать в себя условия смешанного договора*(2).
Заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
В данном случае расходы, исходя из их экономического содержания, могут быть оплачены за счет соответствующей статьи (подстатьи) КОСГУ:
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части стоимости приобретенных запасных частей);
- 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" (в части стоимости работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

18 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Позиция Минфина России, изложенная в письме от 14 декабря 2012 г. N 03-11-06/3/87: если договор (акт) на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства (заказ-наряд) предусматривает замену конкретных запчастей, при этом общая стоимость данных запчастей включается в общую стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства, то такую установку запчастей следует рассматривать как неотъемлемую часть услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства. В подобной ситуации отпуск запчастей, стоимость которых включается в стоимость предоставленных услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства, не признается розничной торговлей.
Если при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортного средства заключается отдельный договор розничной купли-продажи на передаваемые запчасти или если в договоре (акте) на оказание услуг по ремонту автотранспортного средства (в заказ-наряде) стоимость запчастей выделяется отдельной строкой и указывается с наценкой, то такую деятельность следует признавать розничной торговлей.
*(2) Если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и соответствующим порядком документального оформления результатов исполнения обязательств, то есть результаты осуществления поставки и приемка результатов работ оформляются различными первичными документами - накладными и актами выполненных работ.

Все консультации данной рубрики