Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

09.10.2015
ВОПРОС:
Организация, находящаяся на общей системе налогообложения, реализует товары со склада по договору розничной купли-продажи. Оплата за товар осуществляется с использованием переносного торгового терминала при участии работника организации. Торговый терминал способен функционировать без присоединения к ККТ, в то же время терминал не содержит ККТ в своём составе.
Нужно ли регистрировать в налоговом органе журнал кассира-операциониста, если организация работает без ККТ, но имеет терминал для расчета по платежной карте?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При осуществлении наличных расчетов с использованием платежных карт ККТ применяется в обязательном порядке.
Организации следует вести журнал кассира-операциониста, который необходимо заверить в налоговом органе.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) расчёты с использованием платежных карт наряду с наличными денежными расчетами осуществляются с применением исправной контрольно-кассовой техники, опломбированной в установленном порядке, зарегистрированной в налоговых органах и обеспечивающей в целях надлежащего учета денежных средств при проведении расчетов фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти.
Иными словами, для целей Закона о ККТ расчеты при помощи платежных карт приравнены к расчетам наличными денежными средствами.
Поэтому при осуществлении расчетов с использованием платежных карт ККТ применяется в обязательном порядке (письма Минфина России от 20.11.2013 N 03-01-15/49854, ФНС России от 31.12.2013 N ЕД-4-2/23721, от 01.02.2012 N АС-4-2/1503).
Исключение составляют случаи, перечисленные в п.п. 2, 2.1, 3 ст. 2 Закона о ККТ. Однако в рассматриваемой ситуации оснований для применения п.п. 2, 2.1, 3 ст. 2 Закона о ККТ нет.
Отметим, что под неприменением ККТ следует понимать, в частности:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр (постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16), в том числе в случае, когда оплата поступает через платёжный терминал (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.03.3013 N 09АП-3250/13).
Согласно п. 6 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, при печати кассового чека с оплатой по платежной карте ККТ должна, кроме кассового чека, обеспечивать печать документа, подтверждающего факт осуществления расчета с использованием платежной карты. При этом устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав ККТ или обеспечивать ввод в ККТ информации о проведенном расчете с использованием платежной карты.
Документооборот при совершении операций, осуществляемых с применением ККТ, регламентируется, в частности, Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила), смотрите также письмо ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941@).
Так, на основании п. 3.4 Типовых правил на кассовую машину заводится журнал кассира-операциониста (форма КМ-4), который должен быть прошнурован, пронумерован, а также скреплен подписями налогового инспектора, директора и главного (старшего) бухгалтера предприятия и печатью.
Аналогичная норма содержится и в Указаниях (далее - Указания) по заполнению формы КМ-4, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132*(1).
О заверении работником налогового органа журнала кассира-операциониста прописано и в п. 72 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (утвержден приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н).
Отметим, что в настоящее время действующее законодательство РФ не устанавливает сроки заверения журнала кассира-операциониста в налоговом органе. Вместе с тем отсутствие подписи работника ИФНС в КМ-4 может быть истолковано как нарушение Типовых правил при заполнении журнала кассира-операциониста. Поэтому организации следует заверить журнал кассира-операциониста в налоговом органе.

К сведению:
Согласно письму УФНС РФ по г. Москве от 28.03.2005 N 22-12/19995 при использовании платежных карт особенностью ведения журнала кассира-операциониста является заполнение граф 12-13 "Оплачено по документам". В графе 12 отражается количество платежных карт, по которым произведена оплата. В графе 13 указывается сумма, полученная по расчетам посредством кредитных (платежных) карт в соответствии с п. 5.3 Типовых правил, при осуществлении расчетов с использованием платежных карт на выдаваемом покупателям (клиентам) кассовом чеке должна быть запись, отражающая безналичный расчет. После снятия показаний счетчиков в Z-отчете должна быть отражена фактическая сумма выручки, в том числе наличными и безналичными деньгами (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 20.01.2011 N 17-15/4707). Аналогичная позиция в отношении совершения операции с использованием платежной карты (при приеме денег индивидуальным предпринимателем) изложена в письме УФНС России по г. Москве от 20.01.2011 N 17-15/4707.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет получения денежной выручки через ККТ с использованием банковских карт;
- Энциклопедия решений. Документы, которые могут затребовать налоговые органы при проверке соблюдения требований к ККТ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

23 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) С 1 января 2013 г. унифицированные формы не являются обязательными для применения компаниями (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). Однако из этого правила существует исключение - обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). В частности, обязательными к применению остаются формы кассовых документов, поскольку использование унифицированных форм данных документов предусмотрено нормативными правовыми актами ЦБ РФ (смотрите также письма Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243, ФНС России от 23.06.2014 N ЕД-4-2/11941@).
 

Все консультации данной рубрики