Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
13.10.2015
- В собственность городского поселения (далее - ГП) безвозмездно по договору передан грунт, образовавшийся у коммерческой организации при строительстве объекта. Назначение передаваемого грунта - подсыпка его на территориях, подверженных подтоплениям. Именно с этой целью администрация ГП планирует его передать учреждениям, чьи территории подтапливаются. Эти учреждения расположены как в городском поселении, так и по всему муниципальному району. Проведение мероприятий по предотвращению подтоплений входит в полномочия и администрации города, и администрации муниципального района.
Каким образом администрации ГП принять к учету безвозмездно полученный грунт - в составе имущества казны, как основное средство учреждения, или иным образом?
Может ли администрация ГП передавать грунт учреждениям, расположенным на территории района, т.е. в ведении администрации района?
Как отразить в бюджетном учете передачу грунта? Какими документами это следует оформить?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полученный в собственность муниципального образования грунт может быть учтен в составе имущества казны.
Законодательство предусматривает возможность передачи имущества казны учреждениям другого уровня бюджетной системы.
При оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах, используется Извещение (форма 0504805).
Обоснование вывода:
1. Органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
Таким образом, орган местного самоуправления может получать объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа местного самоуправления;
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.
Если же в договоре на получение имущества орган местного самоуправления выступает от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, п. 2 ст. 124, ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Как следует из вопроса, имущество (грунт) передано по договору в собственность городского поселения.
В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, является муниципальной собственностью. Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского поселения (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Таким образом, полученное в данном случае имущество (грунт) следует учесть в составе имущества муниципальной казны городского поселения в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на соответствующем счете аналитического учета счета 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны".
В соответствии с п. 144 Инструкции N 157н объекты нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, учитываются в разрезе недвижимого имущества, движимого имущества, нематериальных и непроизведенных активов, драгоценных металлов (камней), материальных запасов.
При этом аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования (п. 145 Инструкции N 157н).
Здесь отметим, что ни Инструкция N 157н, ни Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, не содержат критериев отнесения объектов учета к определенному виду имущества казны. Поэтому в данном случае, на наш взгляд, будет вполне оправдан общий подход к определению вида нефинансовых активов, изложенный в разделе II Инструкции N 157н.
По своим характеристикам грунт вполне соответствует критериям для его отнесения к материальным запасам (п. 98 Инструкции N 157н).
Следовательно, в составе имущества казны он может быть учтен на аналитическом счете 108 56 "Материальные запасы, составляющие казну".
2. Права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования на основании ст. 125 и ст. 215 ГК РФ могут осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, которая установлена актами, определяющими статус этих органов.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 132 Конституции РФ, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - Закон N 131-ФЗ), а также вправе отчуждать муниципальное имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 51 Закона N 131-ФЗ).
Таким образом, в качестве собственника муниципальное образование принимает решение:
- о наиболее эффективном способе использования своего имущества (закреплении его за конкретной организацией (в том числе за местной администрацией) на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или учете в составе имущества казны);
- об отчуждении имущества.
Соответствующее решение уполномоченного органа местного самоуправления (иного уполномоченного лица) оформляется в установленном порядке (смотрите, в частности, ст. 43 Закона N 131-ФЗ).
Одним из способов снабжения госучреждений имуществом является передача им нефинансовых активов. Передающей стороной при этом может выступать как непосредственно орган, осуществляющий в отношении госучреждения функции и полномочия учредителя, так и иные органы власти (местного самоуправления), в том числе другого уровня бюджетной системы*(1).
Таким образом, при принятии соответствующего решения грунт может быть передан не только учреждениям поселения, но и учреждениям, находящимся в ведении Администрации района.
Для этих целей положениями Инструкции N 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), установлен порядок отражения выбытия имущества казны при внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передаче.
В соответствии с п.п. 38, 109, 120, 121 Инструкции N 162н рассматриваемая ситуация в бюджетном учете передающей стороны может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет гКБК 1 108 56 340 Кредит КДБ 1 401 10 180
- принят к учету грунт, безвозмездно полученный от сторонней организации;
2) Дебет КРБ 1 304 04 340 Кредит гКБК 1 108 56 440
- передан грунт учреждениям, подведомственным Администрации городского поселения;
3) Дебет КРБ 1 401 20 251 Кредит гКБК 1 108 56 440
- передан грунт учреждения другого уровня бюджета (подведомственным Администрации района).
Передача материальных запасов казны должна быть оформлена соответствующими первичными учетными документами, составленными по унифицированным формам либо содержащими обязательные реквизиты, перечисленные в п. 7 Инструкции N 157н. Кроме того, в подобных ситуациях при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах, необходимо оформление Извещения (форма 0504805).
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
22 сентября 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) В этой связи смотрите материал "Энциклопедия решений. Снабжение госучреждений имуществом".
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним