Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.10.2011
ВОПРОС:
Является ли обязательным резервирование бюджетных средств под муниципальные гарантии в сумме, достаточной для исполнения всего объема выданных муниципальных гарантий? Существует ли единая методика определения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных (муниципальных) гарантий по возможным гарантийным случаям? Можно ли предусматривать объем бюджетных ассигнований в зависимости от вероятности наступления гарантийного случая?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В местном бюджете может предусматриваться объем бюджетных ассигнований на исполнение не всего объема выданных муниципальных гарантий, а лишь по возможным гарантийным случаям.
При этом конкретный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение муниципальных гарантий по возможным гарантийным случаям, определяется в соответствии с порядком (методикой), установленным в муниципальном образовании.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 6 БК РФ муниципальная гарантия представляет собой вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств местного бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
При этом муниципальные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы муниципальных гарантий в валюте РФ, являющейся приложением к соответствующему решению о бюджете (п.п. 2, 3 ст. 110.2 БК РФ).
Состав такой программы определен п. 1 ст. 110.2 БК РФ. При этом одними из основных показателей программы являются:

  • общий объем гарантий;
  • общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.

Анализ законов (решений) о бюджете различных публично-правовых образований показывает, что объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям, как правило, определяется в значительно меньшем в сравнении с общим объемом предоставленных гарантий размере1, а в отдельных случаях может и не предусматриваться вовсе2.
И действительно, при применении иной правовой позиции на обеспечение гарантий в бюджете бы аккумулировались значительные средства, которые заведомо не могли бы быть использованы полностью. Так, например, общий объем подлежащих предоставлению государственных гарантий Российской Федерации в 2011 году предусмотрен в сумме 420 450,0 млн. рублей3, что составляет приблизительно 4 процента общего объема расходов федерального бюджета на текущий год.
В рамках местного бюджета, зачастую очень скромного, это процентное соотношение могло бы быть более значительным. В то же время никакой объективной необходимости в "резервировании" таких объемов средств у муниципального образования просто нет.
Таким образом, представляется возможным сделать однозначный вывод: в местном бюджете может предусматриваться объем бюджетных ассигнований на исполнение не всего объема выданных муниципальных гарантий, а лишь по возможным гарантийным случаям.
Обратите внимание: данный вывод, по сути, не противоречит и разъяснениям специалистов уполномоченных органов4.
Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 174.2 БК РФ планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.
Единой методики определения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных (муниципальных) гарантий по возможным гарантийным случаям, в настоящее время не существует.
Применяемые же публично-правовыми образованиями подходы различны. Так, например, объем бюджетных ассигнований на возможное исполнение гарантий может определяться:

  • на основе оценки качества исполнения принципалом обязательств перед бенефициаром, в обеспечение исполнения которых выдана гарантия5;
  • в размере доли объема гарантированных обязательств, приходящихся на год по наибольшей по размеру гарантии6;
  • плановым методом в соответствии с законами и нормативными правовыми актами публично-правового образования, договорами, определяющими условия предоставления гарантий и исполнения обязательств гаранта по гарантиям, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде7;
  • расчетным методом, в том числе в объеме максимально возможных платежей гаранта в соответствующем финансовом году8.

Таким образом, конкретный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение муниципальных гарантий по возможным гарантийным случаям, должен быть определен в соответствии с порядком (методикой), установленным в муниципальном образовании.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

10 октября 2011 г.

.


1Смотрите, например:
- Приложение N 36 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
- Приложение N 20 к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов";
- Приложение N 33 к Закону Псковской области от 24.12.2010 N 1035-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
2 Смотрите, в частности:
- Приложение N 21 к Закону Карачаево-Черкесской Республики от 30.12.2010 N 81-РЗ "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год";
- Приложение N 26 к Закону Ярославской области от 28.12.2010 N 54-з "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
- Приложение N 16 к Закону Чукотского автономного округа от 31.05.2011 N 50-ОЗ "Об исполнении окружного бюджета за 2010 год".
3 Приложение N 36 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
4 Вопрос: Следует ли при формировании бюджета субъекта РФ предусматривать бюджетные ассигнования на исполнение всех обязательств по выданным гарантиям со сроком погашения в планируемом году как это предусмотрено ст. 110.2 БК РФ? ("Финансы", N 8, август 2007 г.).
5 Смотрите, например:
- "Порядок...", утвержденный постановлением Правительства Вологодской области от 26.08.2008 N 1631;
- "Порядок...", утвержденный постановлением мэрии г. Череповца Вологодской области от 16.03.2010 N 849.
6 Пункт 5 "Методики...", утвержденной приказом Министерства финансов Хабаровского края от 30.06.2011 N 88П.
7 Методика планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденная приказом Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 08.04.2010 N 155.
8 Методические указания, утвержденные приказом Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 08.04.2011 N 119.

Все консультации данной рубрики